Следите за нами: ВКонтакте Одноклассники Facebook Twitter RSS
MedMoon.ru - женский журнал о красоте и здоровье
Родителям о детях » Содержание, уход и развитие ребенка до 1 года » Новорожденный ребенок в доме » Игрушки для детей от 0 до 1 года | Какие игрушки нужны ребенку до года

Игрушки для детей от 0 до 1 года | Какие игрушки нужны ребенку до года

Малыш учится познавать окружающий мир также и при помощи своих игрушек: различные формы, цвета и материалы действуют на его чувства. Для него просто удовольствие самому открывать вещи и накапливать удивляющий опыт. Эффект обучения повышается благодаря повторениям.

Из этой статьи вы узнаете какие существуют игрушки для детей от 0 до 1 года, а также о том, какие игрушки нужны ребенку до года и как выбрать безопасные игрушки для своего малыша.

Безопасные игрушки для детей

Важно! Игрушка должна соответствовать уровню развития ребенка. Только тогда он действительно сможет начать с нею что-то делать и только так сможет чему-нибудь научиться в играх.

Но и хорошего не должно быть слишком много. Не спешите выбирать безопасные игрушки для ребенка в огромном количестве. Не заваливайте чересчур малыша многочисленными предметами. Сперва малыш должен иметь возможность спокойно с ними познакомиться и что-нибудь узнать, прежде чем у него появится тяга к новым открытиям.

Как выбирать безопасные игрушки для ребенка?

По соображениям безопасности выбирая игрушки для детей от 0 до 1 года нужно учитывать следующее:

1.

Ожерелья с бусинками, ленты, пряди, кружева - это не для ребенка. Он может во всем этом запутаться.

2.

Лаки и краски для детских игрушек должны быть не ядовитыми и стойкими по цвету (и на отслоение), так как в конечном счете все перекочевывает в рот! Спросите об этом при покупке.

3.

Игрушка не должна иметь острых углов и кромок. Ощупайте ее своей рукой.

4.

Следите за тем, чтобы игрушечные животные были моющимися.

5.

В вашем домашнем хозяйстве всегда могут найтись вещи, с которыми более старший ребенок мог бы чудесно играть. Не обязательно это должны быть дорогие игрушки - кастрюля для варки, пластмассовая чашка, деревянная ложка, старые журналы и т.п. вызывают, по крайней мере, такое же воодушевление.

Также представляют собой опасность мелкие предметы, которые он может проглотить, например, шарики, камушки, зажимы для волос, штепсельные вилки и т. п. Малыш все тащит в рот - кое-что может попасть и внутрь.

Детали игрушек из вспененного каучука, пластилин, мягкие игрушечные животные, фигуры из папье-маше и все, из чего ребенок может вырвать куски, опасны. Материал должен быть прочным при кусании!

Требования к детской игрушке от 0 до 1 года

Выбирая в магазине игрушку для малыша, думая о том, чтобы она соответствовала приведенным выше требованиям, следует думать и о том, чтобы не представляла для ребенка опасности. Правил безопасности, касающихся игрушек, немного, и их несложно запомнить:

1.

Игрушки для детей от 0 до 1 года должны соответствовать не только возрасту этого ребенка, но и его характеру; некоторые дети очень любят разбрасывать игрушки (а в определенном возрасте - после года - все дети имеют обыкновение бросать игрушки из кроватки, манежика, из прогулочной коляски); если ребенок часто бросает игрушки на пол, то такому ребенку лучше приобретать мягкие игрушки - например, резиновые; не рекомендуется давать такому ребенку твердые игрушки, да еще с острыми краями, когда рядом играют другие дети; и, конечно, ни в коем случае нельзя давать такому малышу в качестве игрушек какие-либо бьющиеся предметы - стеклянные, керамические и пр.;

2.

Игрушки для самых маленьких детей не должны содержать очень мелких деталей; если игрушка окажется разобранной, мелкие детали сразу становятся очень опасны для малыша; почему?., дети, исследуя окружающий мир, задействуют, естественно, все органы чувств, и, конечно же, пробуют предметы на вкус; во время такой пробы мелкий предмет может быть проглочен; бывают и случаи аспирации мелких предметов -то есть попадания их в дыхательные пути; эти случаи часто заканчиваются трагически; маленькому ребенку можно давать в руки игрушки и другие предметы, которые в диаметре не меньше 4 см;

3.

У игрушек для детей от 0 до 1 года не должно быть острых краев и углов, о какие ребенок может пораниться; если игрушка выполнена из древесины, то поверхности этой игрушки должны быть идеально гладкие, - чтобы ребенок случайно не сделал себе занозу;

4.

Если мама дает ребенку старую, видавшую виды игрушку, то должна убедиться в том, что игрушка не имеет каких-либо дефектов, - например, трещин; во время игры от игрушки может отколоться небольшой кусочек, который будет представлять опасность для малыша; опасен и образовавшийся острый край;

5.

Если мама хочет, чтобы ребенок поиграл с мелкими предметами (а это тоже нужно, поскольку ребенок должен постепенно овладевать навыком обращения с мелкими предметами), она может нанизать эти предметы на крепкую нить и тогда дать ребенку - например, бусинки или колечки и пр.;

6.

Нельзя давать маленькому ребенку игрушек с длинными бечевками, веревочками или шнурами (например, игрушку на колесиках и с веревочкой); в бечевке или веревочке малыш может легко запутаться;

7.

Маленькому ребенку от 0 до 1 года нельзя давать чересчур «шумных» игрушек - барабанов, бубнов и т.п.; играя с такой игрушкой, малыш может испугаться; нужно также следить за тем, чтобы возле маленького ребенка не играли с «шумными» игрушками старшие дети, - с игрушечными пистолетами и автоматами, с хлопушками и пр.;

8.

Нельзя позволять маленькому ребенку играть с воздушными шарами; и когда ребенок немного подрастет, он не должен играть с воздушными шарами без контроля со стороны взрослых; наигравшись с шаром, ребенок предпринимает попытку прогрызть шар; иногда это детям удается; лопающийся шар может стать причиной испуга или травмы органа зрения; дети любят жевать резинку, оставшуюся от лопнувшего шара, это очень опасно; по неловкости малыша резинка может попасть в дыхательные пути;

9.

Малышу от 0 до 1 года нельзя позволять играть с целлофановым пакетом, в который была упакована новая игрушка; дети из баловства или любопытства зачастую пытаются надеть мешок себе на голову; такие «игры» могут довести до беды.

Игрушки для детей от 0 до 1 года

В каждом возрасте свои игрушки

Следует, однако, сказать, что игрушки только тогда полностью выполняют свое назначение, когда соответствуют возрасту ребенка. Если, например, подарить трехмесячному ребенку электронную игрушку, предназначенную для школьника, от такого подарка будет мало проку - равно как и от погремушки, подаренной подростку.

Соответствие возрасту ребенка - это только одно из требований, какие предъявляются к игрушкам. Другие требования следующие:

1.

Игрушки для самых маленьких детей должны быть выполнены из пластмассы, резины или твердой древесины (лиственных пород деревьев);

2.

Игрушки ребенка первых месяцев жизни не должны быть выполнены из тканей, из искусственного или натурального меха;

3.

Игрушки для малышей должны подлежать влажной обработке; мыть игрушки для самых маленьких следует ежедневно; это важно потому, что в обыкновении у детей грудного возраста тянут все доступные предметы в рот; если игрушки грязные (хотя бы из-за того, что на них оседает пыль, содержащая огромное количество микроорганизмов), то загрязнения оказываются у малыша во рту, и это может послужить причиной серьезного инфекционного заболевания, - тем более, что у малышей весьма невысока сопротивляемость организма; мыть игрушки надлежит с использованием мыла или каких-либо антисептических средств;

4.

Игрушки, предназначенные для детей грудного возраста, должны быть яркими, разных цветов и форм, должны быть привлекательными;

5.

Игрушками должен пользоваться только сам малыш; ни в коем случае этими игрушками не должны играть старшие дети; руки у старших детей нельзя назвать идеально чистыми: старшие дети и на земле сидят, и в песке играют, и возятся с животными, среди которых случаются и бродячие, и микроорганизмы, какие старшие дети могут оставить на игрушках малыша, таят в себе немалую опасность;

6.

Игрушек у ребенка от 0 до 1 года не должно быть слишком много; когда щедрые родители заваливают ребенка игрушками, внимание ребенка рассредоточивается, и он оказывается не в состоянии толком поиграть ни с одной из игрушек и в то же время быстро утомляется.

Игрушки для детей от 0 до 1 месяца

Выбор игрушек для малыша - дело серьезное. Если годовалый малыш целыми днями играет погремушкой и не знает, что такое кубики, пирамидки, пищалки и прочее, он наверняка отстанет в развитии от своих сверстников. Попробуем понять, как наилучшим образом выбрать игрушки ребенку до месяца и организовать игровое пространство ребенка в течение первого года его жизни.

Нужны ли игрушки ребенку до месяца?

Новорожденному от 0 до 1 месяца игрушки не требуются, поскольку вся его жизнь определяется исключительно контактами со взрослыми. А вот в период от одного до трех месяцев у ребенка формируются механизмы зрительного и слухового восприятия. Так, в месячном возрасте малыш не только фиксирует взгляд на лице взрослого, но и пытается за ним следить. В два месяца ребенка уже интересуют различные предметы, контрастные рисунки, узор на обоях.

Почти все время, свободное от сна и еды, он что-то разглядывает, к чему-то прислушивается... Теперь самое время обеспечить малышу удобный материал для рассматривания и фиксации взгляда. Пусть это будут декоративные пятна чистого, яркого цвета (светло-красные, желтые, голубые, ярко-зеленые на сером или кремовом фоне). Пятна эти могут представлять собой геометрические фигуры или рисунки, наклеенные на стены или потолок.

Можно подвешивать к потолку разноцветные фигурки на ниточках. Заметим, что дети в этом возрасте охотнее всего фиксируют взгляд на предметах желтого цвета. Следите за тем, чтобы в поле зрения ребенка не попало слишком много ярких объектов - это помешает ему сфокусировать зрение на каком-то одном пятне (рисунке) и хорошенько рассмотреть его.

Гимнастика для глаз ребенка

Координация движений глаз - очередной этап развития зрительного аппарата ребенка. Здесь ему поможет специальная глазодвигательная гимнастика. Возьмите яркую погремушку и поместите ее на расстоянии 40 см от глаз малыша. После того как он остановит на ней взгляд, отведите игрушку вправо, затем влево, вверх, вниз... Следите за глазками крохи. Если он «потерял» погремушку, повторите упражнение, только не переусердствуйте: занятие должно длиться не более двух минут.

Полезно вкладывать погремушку в ручку малыша (разумеется, она должна быть легкой и не слишком объемной). Ребенок еще не может играть ею, но постепенно, по мере развития двигательной системы, начнет подносить игрушку к лицу, затем намеренно помещать ее в поле зрения, чтобы получше разглядеть. И тогда игрушка начнет выполнять формирующую функцию, стимулируя целенаправленные движения и развивая координацию «глаз - рука».

Игрушки для детей от 3 до 6 месяцев

В этот период набор освоенных ребенком движений расширяется: он может, например, не только дотянуться ручкой или ножкой до игрушки, но и докатиться до нее - в буквальном смысле слова. Значит, пора выбирать игрушки для ребенка от 3 до 6 месяцев и расширять игровое пространство - время от времени устраивать малыша на ковре или помещать его в просторный манеж.

Игрушки должны быть разными

Если раньше ребенок познавал мир с помощью зрения и слуха, теперь он старается ощупать тот или иной предмет. На этом этапе желательно, чтобы доступные ему игрушки были разнообразными по форме и фактуре.

Можно предлагать малышу не только пластмассовые и резиновые игрушки, но и мягкие (при условии, что их легко чистить). Очень хороши звучащие игрушки - они стимулируют осмысленные движения. Если подвесить к кроватке колокольчик - малыш, двигая ручками или ножками, может раскачать кроватку, и колокольчик зазвенит. Ему понравится этот звук, и он захочет услышать его еще раз. Погремушки, которые крепятся к запястью как браслет, тоже побуждают ребенка шевелить ручками.

Как выбирать игрушки для ребенка от 3 до 6 месяцев?

Поскольку в это время - от 3 до 6 месяцев - значительно расширяется арсенал движений карапуза, приходит пора обновлять ассортимент доступных ему игрушек. Резиновые зверьки-пищалки, куклы-неваляшки и примитивные музыкальные инструменты с крупными клавишами представляют для пятимесячного малыша неиссякаемый источник интереса - ведь они «живые», они разговаривают, плачут, смеются, когда он прикасается к ним.

Такие занятия с игрушками способствуют установлению связей между отделами мозга, отвечающими за зрительное, слуховое, тактильное восприятие, а также за двигательные функции. Усилия, которые прилагает ребенок, пытаясь овладеть интересующим его предметом, и связанные с этим трудности формируют одну из важнейших человеческих способностей - действовать целенаправленно и осмысленно. Поведение ребенка с игрушкой в руках - это еще не игра, но уже настоящее исследование как предмета, так и возможностей собственного тела.

На этом этапе очень важно не перегружать внимание ребенка. Дайте ему возможность разобраться с одной игрушкой и лишь после этого предлагайте другую. Здесь есть такой момент: ребенка больше всего привлекает новизна, и чтобы знакомая игрушка не надоела, время от времени прячьте ее. Через пару дней малыш будет снова радоваться ей.

Какие игрушки нужны ребенку до года?

Годовалый ребенок уже владеет обеими руками: вкладывает формочки одну в другую, нанизывает на стержень кольца пирамидки, раздевает и одевает матрешку. Любимая всеми юла, а также металлофон и барабан - как раз те игрушки, которые подойдут для ребенка до года. Осваивая их, ребенок учится, помимо прочего, рассчитывать силу удара для извлечения разнообразных звуков.

Именно в этот период малыша следует знакомить с огромным для него миром квартиры или комнаты, с предметами домашнего обихода. Ему нужно показать, как обращаться с водой, с посудой (небьющейся, разумеется). Чем раньше он начнет постигать это, тем безопаснее будут его игры.

Какие игрушки подойдут для ребенка до года?

Годовалый ребенок бурно радуется таким игрушкам, как пластиковый телефон, наборы кукольной посуды, кукольная парикмахерская. Ему это тем более интересно, что в это время он изо всех сил стремится копировать взрослых (мама причесывается - и дочь лопочет, требуя расческу). И еще: в этом возрасте дети любят все проверять на прочность, поэтому игрушки (любые предметы, которыми малыш занимается) не должны ломаться и уж тем более разбиваться.

Поскольку в этом возрасте ребенок учится владеть телом, с ним надо играть в игры, формирующие чувство равновесия и координацию движений. Лучше всего координируют движения ребенка игры с мячом: маленький мячик можно бросать и ловить, большой - толкать ручками и ножками, бежать за ним, догонять его и останавливать. Очень хороши насаженные на длинную палку бабочки (божьи коровки, стрекозы) на колесиках, которые малыш катит перед собой. Качели, прыгунки, лошадка-качалка - отличные объекты для развития чувства равновесия (конечно, раскачиваться на лошадке можно только с мамой - она и посадит, и покачает, и снимет).

Игрушки для ребенка на каждый случай

Необычайно интересны малышу до года игры с «водоплавающими» игрушками - уточками, рыбками и пр. А играм в песочнице вообще нет равных: годовалый человечек способен часами трудиться над формочками, пересыпая песок из одной в другую. В это время ему необходимы собственное ведерко, совок и грузовичок-самосвал. Выпекание куличиков из песка (то есть активное и осмысленное формообразование) - настоящий акт творчества, один из первых шагов на пути развития творческого мышления.

Кстати, годовалому ребенку уже можно дать в руки карандаши-полицветы и бумагу, а собирая его на улицу, положить в кармашек курточки цветные мелки. Когда он поймет, что эти предметы оставляют след, ему станет очень интересен результат манипуляций ими. Детские каракули - совсем не то, что вкладывают в это понятие взрослые. Это первая попытка опознать и хоть в малой степени осознать мир. Кроме того, каракули формируют скоординированность системы «глаз-рука».

Итак, в первый год жизни ребенка между игрой и познанием окружающего мира можно смело ставить знак равенства. Позднее наступит время сюжетно-ролевых игр, и тогда отношение ребенка к игрушкам станет иным. А сейчас жить и играть для него - одно и то же.

Значение игрушек для детей

Игрушки имеют для малыша значение, которое трудно переоценить. И предназначены они вовсе не для того, как полагают многие родители, чтобы забавлять малыша, успокаивать его, отвлекать от его маленьких проблем и не для того, чтобы малыш нескучно проводил время, хотя зачастую игрушки для ребенка выполняют и эти функции.

Что значат игрушки для ребенка?

Основное назначение игрушек от 0 до 1 года - в развитии ребенка - в развитии органов чувств, в развитии двигательных навыков, в развитии пространственного мышления, в развитии фантазии, сообразительности, в развитии способности конструировать, в развитии правильного отношения к окружающей действительности и т.д.; можно сказать, что игрушки для малыша - первые учителя.

Игрушки ребенка первых недель и месяцев жизни - погремушки; глядя на погремушки, подвешенные над ним, малыш учится фиксировать взгляд, учится различать цвета, формы; ударяя по погремушкам ручкой или ножкой, ребенок слушает звуки, учится определять направление источника звука, совершенствует объемный звук; держа игрушку в руке, малыш чувствует ее твердость или мягкость, прохладность или тепло, он чувствует на ощупь форму.

Когда ребенок немного подрастет, мама или папа обязательно купят ему пирамидку. Это очень важная развивающая игрушка; играя с ней, малыш совершенствует свое чувство цвета, учится соотносить предметы разной величины, обретает определенные двигательные навыки. Потом у малыша появятся ведерко, совочек и набор формочек; мама покажет, как с этими игрушками играть; не будет с нашей стороны большим преувеличением, если мы скажем, что игры с ведерком, совочком и формочками приобщают ребенка к процессу созидания, - а значит, к творческому процессу.

Игры с кубиками и конструкторами различной сложности помогают ребенку развивать пространственное мышление, закрепляют первые навыки созидания, учат из частного создавать общее, из деталей единое целое, учат воплощать замысел в реальность. Машинки, кукольные домики, кукольная мебель, посудка - не что иное, как отражение действительности, в какой малыш живет; играя с этими игрушками, он быстрее и вернее адаптируется к окружающему миру.

Играя с куклами, ребенок учится... отношениям с людьми; сначала в своих играх с куклами он только подражает тому, что видит; потом его игры усложняются - сам того не замечая, малыш модулирует различные ситуации и решает эти ситуации - то есть находит из них выход; так в нем постепенно воспитывается самостоятельность: ребенок учится, ни на кого не полагаясь, принимать решения...

  • Режим дня грудного ребенка | Режим дня новорожденного
  • Нужна ли новорожденному подушка в кроватку

  • Как научить ребенка говорить | Как правильно говорить с детьми
  • Как разбудить новорожденного, чтобы он не испугался?