Взаимоотношения детей в одной семье

На долю молодых родителей выпадает множество испытаний и тревог (как взять крошечного ребенка на руки, как кормить и пеленать, не заболел ли, правильно ли воспитываем, тому ли учим?). Но все это позади. Вы справились. Вот он, ваш первенец, – здоровенький, умненький и послушный. Заводить второго ребенка уже не так страшно, как первого. Ведь теперь есть опыт, и, воспитывая младшего, можно избежать многих ошибок, которые допускают неопытные родители.

Так рассуждают папы и мамы, принимая решение родить еще одного ребенка. И они правы, но лишь отчасти. Правы, потому что растить второго действительно легче, чем первого, – многое знаешь, многое умеешь. А только «отчасти» потому, что, во-первых, с новым малышом обязательно возникнет множество новых проблем, с которыми родители не сталкивались при воспитании первенца. Во-вторых, перед папой и мамой встанет задача, не существующая для родителей единственного ребенка: как вырастить детей друзьями, а не соперниками?

В мире животных

У братьев наших меньших – животных – существует несколько стратегий поведения по отношению к потомству. Одних животных, например многих рыб, нельзя назвать заботливыми родителями. Они производят на свет большое количество детенышей и предоставляют им возможность самим бороться за свою жизнь. Зато у других животных потомство немногочисленно, и один или оба родителя заботятся о нем.

По своему отношению к детенышам животные, для которых характерна вторая стратегия поведения, похожи на людей: защищают, кормят и обучают своих детенышей в течение довольно длительного времени. У самки панды рождается два-три медвежонка, но она обычно отдает все силы вскармливанию и воспитанию только одного из них, а остальные детеныши погибают – это третья стратегия. «Детство» панд длится около полутора лет, и, пока детеныш не обретет самостоятельность, его мама не заводит нового малыша. Как видите, вне зависимости от стратегии поведения по отношению к потомству, животные избавлены от проблемы, с которой часто приходится сталкиваться людям, – проблема взаимоотношения детей в одной семье.

Взаимоотношения детей в одной семье

Взгляды на то, как должны складываться взаимоотношения между братьями и сестрами, зависят от уровня развития общества и особенностей культуры. Например, нормы, регулировавшие взаимодействие людей разного возраста у племен острова Самоа, описанные этнографом Маргарет Мид, наверное, сегодня покажутся нам неприемлемыми. Члены племен, за которыми наблюдала М. Мид, не знали точного возраста своих детей. Для них был важен только относительный возраст: кто старше, кто младше. Каждому ребенку постоянно напоминали, что он первый, второй или третий. Так он узнавал о своем положении в семье. Любой член семьи имел право приказывать тому, кто младше его по возрасту. Поэтому самый маленький ребенок был самым бесправным и угнетаемым, а старший находился в привилегированном положении.

В современном обществе принято считать, что родители должны одинаково любить всех своих детей, а братья и сестры – иметь равные права. Попробуем разобраться, всегда ли на практике получается именно так.