Музыка, как средство воспитания ребенка | Обучение детей музыке

«Если ребенок до пяти лет беспрепятственно обогащается яркими образами и впечатлениями на правополушарном, неосознаваемом уровне, он на всю жизнь сохраняет образное, творческое, эмоциональное восприятие себя и своих проблем, других людей и действительности. Его личность многогранна, гармонична, его мышление творческое, а рассудок согрет и обогащен разумом сердца... Если до пяти лет он внимал природе, воспринимал ее красоту, музыку, ее гармонию, общался с детьми, играл и радовался, жил, как живет под солнцем, на зеленом лугу жеребенок, в нем на всю оставшуюся жизнь сохраняется радость и оптимизм, естественность в общении с людьми, гармоничность психического и физического». В. И. Гарбузов

Как появилась музыка?

Магическая сила звука

История музыкального искусства началась с природно-интонируемого звука, голосового звучания. Человеческий голос и был первым инструментом, дарованным человеку природой для выражения своих эмоций и переживаний. Многие музыкальные инструменты так или иначе подражают человеческому голосу. Так, струнные и духовые инструменты созданы по аналогии с человеческим вокальным аппаратом и в своем устройстве копируют работу напрягающихся голосовых связок, мышц гортани, приводящих к колебанию и изменению величины дыхательного столба. Ударные инструменты имитируют хлопки ладоней, притопы ног, то есть ритмичные движения человеческого тела в процессе пения и выразительного интонирования.

Голосу в древности люди придавали магическое значение. Голосовое звучание обладало огромной значимостью и было не только средством общения, но расценивалось как показатель внутренней энергии человека, его возраста, качества здоровья, силы, эмоционального состояния. Звук служил средством ориентации в пространстве, соотнесения себя с миром природы. Звук выступал и способом контакта с собственным телом, средством включения адаптационных механизмов. В древних культурах с помощью звука умели воздействовать на свой организм, «налаживать» его, подключаться к естественным ритмам жизни, управлять адаптационной энергией, «контактировать» с божествами. Не случайно в религиях всего мира с богами общаются с помощью пения. Пение, голосовое звучание было самой древней и могущественной магической системой.

В древности знали, что пение и ритмичные движения могут исцелить человека. В мифах и сказаниях разных народов певцы и музыканты наделены сверхъестественными способностями. Мифы Древней Греции донесли до нас образы певца Орфея, способного пением смягчать души людей и укрощать диких зверей, врача Асклепиада, звуками музыки усмирявшего раздоры и исцелявшего больных. Герой русского эпоса Садко с помощью пения управлял морской стихией. У народов Северного Урала и сейчас принято приглашать в дом к больному певца как лекаря, способного игрой и пением излечить больного и даже предсказать его судьбу. По поверьям народов ханты и манси научиться игре на музыкальных инструментах может только тот, кто вступил в связь с духами, кому они оказывают свое покровительство.

Представление о магической силе звука, существовавшее в древних культурах, вполне объяснимо. Звук напрямую связан со сферой эмоций человека, с его физиологией и внутренним миром. Тембр голоса и набор его оттенков, существующий у каждого человека в связи с его состояниями в разных жизненных обстоятельствах, – это озвученные телесные вибрации, звуковое проявление эмоций, внутренней энергии. Звучание голоса, его интонации говорят нам о человеке значительно больше, чем слова, которые он произносит.

Народная музыка для детей

Своеобразным ориентиром в организации развивающей музыкальной среды для ребенка могут служить и приемы народной педагогики.

Музыкальный фольклор в воспитании детей

Исполнение и звучание фольклорных напевов благотворно для детской психики. Их звуковые образы, отшлифованные временем и проверенные на многих поколениях детей, содержат ритмы и интонации здоровья, нацелены на положительный психотерапевтический эффект. Кроме того, они содержат информацию о мироощущении народа и психосоматических национальных особенностях, что делает их носителями своеобразного «генетического кода». Эти интонации включают, приводят в действие определенные механизмы в организме ребенка, помогающие ему получать и усваивать духовно-ценностную информацию об окружающем мире, о его фундаментальных основах.

В современных программах дошкольного обучения вопросам организации музыкальной среды с ориентацией на традиции народной педагогики уделяется большое внимание. Так, в программах «Радуга», «Истоки» исполнение напевов детского фольклора включено в режимные моменты: песни и приговорки звучат во время приветствия, прощания, умывания, одевания детей и т. д. Возможно, и родителям стоит взять это на вооружение.

Важно понимать, что фольклорные произведения вовсе не музейные экспонаты, которые «нельзя трогать руками», в которых нельзя ничего менять. Они создавались как функциональные, живые творения, связанные с определенными житейскими ситуациями, и были направлены на решение конкретных задач. Усвоить принципы «устройства» песенок детского фольклора, понять законы их соответствия психике ребенка – это и есть путь постижения традиций народной педагогики, творческая адаптация их к современным условиям.

Чем хороши колыбельные песни для детей?

Какие же воспитательные приемы заложены в незатейливых песенках детского фольклора? Каким образом можно воспользоваться этими приемами в реалиях современной жизни?

Выше уже говорилось о психотерапевтическом эффекте колыбельных песен – успокоении, гармонизации эмоционального фона, создании ситуации защищенности и эмоциональной комфортности.

Ребенок нуждается в ярких и разнообразных эмоциональных впечатлениях. Однако яркие всплески эмоций и переживаний у детей необходимо сознательно дозировать и чередовать с моментами полного успокоения и расслабления. Психика ребенка находится в процессе становления, развития, и ему трудно самостоятельно осуществлять контроль над своими эмоциями. Трудна для ребенка и эмоциональная саморегуляция, способность к восстановлению эмоционального равновесия, переходу от состояния возбуждения к успокоению.

Минуты тишины, покоя и умиротворения полезны для детского организма. Они дают не только возможность отдыха, но и значительно больше – возможность роста и формирования нервных связей, гармонизации психических функций, оптимального развития нервной системы. Переключить ребенка в состояние покоя помогают напевы колыбельных песен. Их расслабляющий психотерапевтический эффект в этом случае трудно переоценить.

Исполнение колыбельной вы можете превратить в игру, воспитательная цель которой – дать возможность ребенку отдохнуть, расслабиться, снять напряжение и усталость. Игровой момент может заключаться в том, что вы вместе с ребенком споете колыбельную для «уставшей игрушки». Не обязательно разучивать колыбельную специально, достаточно, чтобы ребенок подпевал вам или просто сидел в удобной позе, выполняя вместе с вами плавные покачивающие движения корпусом и руками (изображал качание колыбели, укачивал игрушку на руках, поглаживал ее и т. д.).

Если вы не помните мелодии колыбельных песен, попробуйте придумать их сами. Правила очень просты. Вам достаточно сочинить простейшую мелодию, заканчивающуюся плавно нисходящей интонацией, и повторять ее в ровном темпе тихим, спокойным голосом. Средства выразительности фольклорной колыбельной песни: темп, ритмика, мелодический рисунок – направлены не на достижение яркого художественного эффекта, а исключительно на то, чтобы успокоить ребенка, выровнять его пульс, дыхание, снять эмоциональное возбуждение. Давайте вспомним слова некоторых из них.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Нашу Лену не буди.

Ай, бай, бай, бай,

Ты, собачка, не лай,

Ты, корова, не мычи,

Ты, петух, не кричи,

Наша Лена будет спать,

Станет глазки закрывать.

Люленьки-люленьки,

Прилетали гуленьки.

Стали гульки ворковать,

Стали Таню усыплять.

Усыпляли, уважали, уговаривали:

У нас Таня крепко спит,

И не сметь ее будить.

Ай, люли, ай, люли,

Прилетели журавли.

Люли-люли, прилетели

Да и на ворота сели.

Вы, ворота, не скрипите,

Нашу Таню не будите.

Колыбельную ребенку может спеть (с вашей помощь^о) какая-нибудь игрушка, например котик. Котик – частый герой колыбельных песен. Это связано с тем, что в давние времена кошку укладывали в колыбель к ребенку, чтобы она помогала ему уснуть, ведь кошки такие мягкие, пушистые, уютные и сами любят много спать.

У кота-воркота

Колыбелька золота,

У дитяти моего

Есть покраше его.

У кота ли, у кота

Периночка пухова,

У мого ли у дитяти

Да помягче его.

У кота ли, у кота

Изголовья высока,

У дитяти моего

Есть получше его.

У кота ли, у кота

Одеяльца хороша,

У дитяти моего

Есть получше его.

У кота ли, у кота

Занавесочка чиста,

У мого ли у дитяти

Есть почище его.

Вы, коты, коты, коты,

У вас серые хвосты,

Вы, коты, коты, коты,

Принесите дремоты.

Котя, котенька-коток,

Котя серенький хвосток.

Приди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж ты, котичек-коток,

Не ходи ты в погребок

По сметанку, по творог.

Уж ты, котик, ты, коток.

А уж я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

Да кусок пирога.

Шубу новую сошью,

Сапоги закажу.

Приди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать.

Серенькая кошечка

Села у окошечка,

Хвостиком виляла,

Деток поджидала:

«Где ж мои ребятки –

Серые котятки?

Спать пора ребяткам –

Сереньким котяткам».

Вы можете подобрать стихотворение современного автора и пропеть его на манер колыбельной песни, дополняя пение плавными, покачивающими движениями. Главное, чтобы в тексте присутствовали образы сна, покоя, как, например, в стихотворении Гайды Лагздынь «Речка».

Знает наша речка

Волшебное словечко.

Позабыв о драке,

Засыпают раки.

Спят лягушки сладко

Под корягой гладкой.

А у дерева в тиши

Тихо дремлют камыши.

Знает наша речка

Волшебное словечко...

Музыка, как средство воспитания ребенка

Практически все маленькие дети проявляют интерес к музыке. Именно поэтому, приобщать их к этому виду искусства стоит как можно раньше. Уроки музыки проводятся в школах и детских садах. Это неудивительно, ведь такие занятия формируют музыкальный вкус и вырабатывают эстетическое восприятие окружающего мира.

1.

Воспитывайте любовь ребенка к музыке постепенно и ненавязчиво. Сначала просто включите музыку фоном в тот момент, когда вы делаете зарядку или готовите обед. Учтите, что музыка должна соответствовать обстоятельствам и настроению. Для утренней гимнастики желательно выбрать веселую и бодрую мелодию, а перед дневным сном и отдыхом можно включить более медленную композицию.

2.

Хорошо, если перед тем, как проводить музыкальные занятия с детьми младшего возраста для воспитания у них любви к искусству, вы сможете показать малышам музыкальные инструменты, объяснив, что именно с их помощью на свет появляется мелодия. Можно даже предложить ребятам научиться играть на одном из инструментов. Например, дети часто интересуются барабанами, губными гармошками, дудочками.

3.

Вы можете отдать ребенка в музыкальную школу - очень часто дети начинают играть на пианино уже с 4-5 лет. Только предварительно посоветуйтесь с самим ребенком, ведь, если он будет испытывать дискомфорт в процессе занятий, то вскоре возненавидит и школу, и музыку.

4.

Важно, чтобы ребенок научился отзываться на музыку. Чаще прослушивайте композиции разного жанра: классику, обычные детские мелодии и т.д. Пусть ребенок прочувствует композицию и попробует определить, чему она посвящена.

5.

Для совсем маленьких детей можно приобрести музыкальные игрушки. Вы уже знаете, что ребята лучше всего включаются в процесс обучения через игру, так что, этот способ формирования у них музыкального вкуса отлично подойдет. Только выбирайте игрушки, звук у которых не слишком громкий, а мелодия - приятная.

6.

Предлагайте детям принимать участие в играх, которые проходят под музыку или связаны с ней.

7.

Не заставляйте ребенка заниматься музыкой, если он не хочет этого делать. Вполне возможно, что малыш еще не готов к обучению. Подождите немного, не торопите события, и вскоре кроха начнет проявлять интерес к звукам, мелодиям, а, может быть, в будущем даже станет известным музыкантом. Время покажет!

Обучение детей музыке

Ваш малыш вступил в удивительный период жизни – от трех до пяти лет, время, когда закладываются основы характера, основы физического и психического здоровья. Вы очень хотите, чтобы он вырос здоровым, умным и стал успешным в жизни человеком. И вы готовы приложить к этому все усилия.

Как влияет музыка на развитие личности ребенка?

Как же сделать музыку своим союзником в воспитании ребенка? Мир музыки так богат и разнообразен. С чего же начать?

Ваш малыш делает первые шаги в жизни. И разумеется вам интересно как влияет музыка на развитие личности ребенка. Поэтому давайте заглянем в детство музыкальной культуры. Возможно, именно там мы найдем нужные нам ответы.

Одним нравится слушать музыку, ходить в театры и музеи, а другим - этим заниматься. Для развития будущих способностей познакомьте ребенка с искусством уже в раннем детстве, и он сам определится со своими предпочтениями.

Понятие «всесторонне развитая личность» подразумевает и творческое начало. Если в доме звучит музыка, то дети привыкают к гармонии и растут более спокойными.

1.

Слушайте с ребенком магнитофон, музыкальные игрушки, диски, радио, концерты по телевидению и живую музыку. Чередуйте классику, популярные мелодии и сольные выступления инструменталистов.

Существует теория о «детском эффекте Моцарта», в которой утверждается, что классическая музыка, особенно высокочастотные звуки произведений Моцарта, благотворно влияет на умственное развитие и математические способности детей.

Более того, исследовательская группа Калифорнийского университета (Ирвин) обнаружила, что после восьми месяцев занятий на музыкальных инструментах у дошкольников улучшилось логическое и пространственное мышление.

К тому же другие исследования также подтверждают влияние музыки на умственное и творческое развитие, на концентрацию внимания и координацию. Поэтому и некоторые музыкальные фильмы для детей созданы на основе подобных теорий.

2.

Учите ребенка экспериментировать со звуками. Фортепиано, гитара, барабаны, ксилофон или даже обычные тарелки и ложки помогут развить музыкальный талант.

Детям нравится отбивать ритм. Попросите малыша погреметь коробочкой с рисом и любуйтесь его улыбкой.

3.

Танцуйте с ребенком: кружитесь, почувствуйте ритм и двигайтесь в такт музыке. Пусть он и сам покачивается, двигает руками и ногами или прыгает, как зайчик, под музыку.

Насколько необходимо музыкальное воспитание ребенка?

Посещайте подходящие по возрасту концерты, детские спектакли, короткие танцевальные представления или выступления фигуристов. Так как дети младше трех лет не могут долго сидеть на месте, покупайте билеты на боковые места. Уходите, когда у ребенка заканчивается терпение. Подобные мероприятия должны приносить радость и желание больше увидеть и услышать.

4.

Просмотр и познание. Чтобы малыш стал более наблюдательным и разбирался в искусстве, добавьте в интерьер своей квартиры картины, статуэтки и обсуждайте их. «Посмотри на красные цветы. А видишь маленькую девочку на картине? У нее голубое платье». «Найди на картине зеленые деревья». «Покажи, где нарисована белая собачка».

5.

Ходите вместе в музеи. Во многих городах есть музеи для детей или специализированные детские отделы в больших музеях, где можно повеселиться и потрогать экспонаты руками.

Обращайте внимание ребенка на красоту природы, форму и цвета окружающих предметов. «Посмотри на голубое небо. Зеленые деревья почти касаются пушистых облаков». Малыш научится ценить гармонию и разнообразие естественных форм.

Пусть малыш познает мир с помощью прикосновений:

  • он может потрогать и помять овсяную крупу, рис или пасту.
  • научите ребенка (18-24 месяца) пользоваться цветными карандашами. Используя разные цвета, нарисуйте что-нибудь на бумаге: солнышко или веселую рожицу. Дайте малышу в руки фломастер и, придерживая, помогите ему рисовать самостоятельно. Обведите карандашом его руку или ногу.
  • дайте ему пластилин, тесто или глину, которые можно мять, катать или рвать. так укрепятся мышцы на пальцах, необходимые, чтобы писать, резать, застегивать пуговицы, молнию и т.д.
  • рисуйте на бумаге или тарелке пальцами, используя в качестве краски шоколад. ребенку будет очень весело (и безопасно) облизывать каждый пальчик.

Ребенку понравится трогать различные материалы и чувствовать себя творцом. Разумеется, нельзя оставлять его без присмотра. И не забудьте заранее приготовить воду, полотенце и салфетки, чтобы вытирать руки.

Обучение детей пению

Все малыши без исключения, очень музыкальный народ. Все они любят танцевать и особенно петь. Очень тонкая детская душа, чувствительна к мелодиям, и довольно часто малыши начинают петь гораздо раньше, чем ходить. В раннем детстве они все больше выступают подражателями, только позже в каждой мелодии и пении проявляется индивидуальность.

Польза музыки для малыша

Малыши очень любят слушать, как поют дети детские веселые песенки. Малыши с легкостью копируют эстрадных певцов, зажав в руке, что-то типа микрофона. Пение очень важно для развития голосовых связок. Поэтому пение следует всячески поощрять различными спектаклями и совместным семейным пением.

Музыка развивает вкус ребенка и память. А ведь песня это не только мелодия, это и стихи. Предлагая слушать малышу, хорошие красивые песни вы тем самым подводите малыша в дальнейшем к распознаванию взрослой и серьезной музыки.

Родители должны понимать, что петь громко не всегда значит петь хорошо. Поэтому указывайте малышу на интонацию и голос слушаемого исполнителя. К тому же у маленьких детей слабые, тонкие голосовые связки и им просто противопоказано громко петь в холодную погоду, можно сорвать голос.

Совместное пение объединяет детей и родителей, приобщает к музыке. Пойте детские песенки, которые нравятся малышам, замечательные песни можно выбрать из мультфильмов. В семейном пении не надо перепевать ребенка, пусть он солирует, вы лишь тихо подпевайте, задавайте тон и интонацию.

Родителям о занятии пением с детьми:

1.

Когда ребенок поет, он ждет от вас одобрения и поддержки. Это крайне важно, так как малыш не совсем уверен в своих силах, а ваш одобрительный взгляд лишь добавит ему смелости. Вам и малышу будет полезно послушать, как дети поют в хоре. Возможно, и ваш ребенок захочет ходить в такой кружок.

2.

Ни когда не смейтесь над ребенком, если он фальшивит. И тем более не ругайте. Дети ранимы и возможно ваши укоры навсегда отвернут у ребенка желание петь, но это еще не самое страшное, вы посеете в нем неуверенность. Рассказывайте ребенку, что при пении голос должен совпадать с инструментом или другим певцом.

3.

Дети мыслят реальными образами. И петь могут примеры из жизни. Разучивайте с ребенком разные песенки, с разными мотивами. Маленькие исполнители хорошо входят в образ, если перед ними лежит рисунок исполняемой песенки. Если песня новогодняя, то положите перед глазами ребенка деда мороза или зимний пейзаж.

4.

Очень любят дети петь с другими детьми. Подыщите кружок с детьми такого же возраста, где учить его будет профессиональный учитель пения.

Про музыкальные инструменты для детей

«При движении под музыку детям нравится использовать цветные шифоновые шарфы. Дети любят танцевать под музыку; им нравится рок, буги и прочие современные ритмы.

Детские игры на музыкальных инструментах. Особой привлекательностью для детей обладают ударные инструменты: ведь из них можно извлекать звуки, даже не обладая необходимыми навыками. <...> Дети любят использовать инструменты, подчеркивающие ритм. Тамбурины, трещотки, барабаны всех видов, колокольчики, да и вообще все инструменты, производящие ритмические звуки, можно применять, когда дети маршируют, слушают музыку или игру на гитаре, и все это вместе способно составить симфонию... <...> Когда дети слушают такую запись, они светятся, осознавая собственные достижения, и постигают чувства коллективного взаимодействия». В. Оклендер

Как сделать музыкальный инструмент своими руками для ребенка?

Звуки, извлекаемые из музыкальных инструментов, привлекают внимание детей, возбуждают интерес, взывают к их воображению. Дети особенно восприимчивы к качеству звучания, его окраске, тембру. Им чрезвычайно интересны звучащие предметы и игрушки. И потому взрослые испокон веков изобретали, мастерили для детей разнообразные свистелки, пищалки, трещотки, гуделки, погремушки и т. п.

Современные родители приобретают звучащие игрушки и детские музыкальные инструменты в магазине. Выбор очень велик: от простеньких дудочек и бубенцов до дорогих электронных музыкальных инструментов. С чего же нужно начать обучение детей игре на музыкальных инструментах?

Обучение детей игре на музыкальных инструментах

Начинать лучше всего с самодельных музыкальных игрушек:

  • Жестяная баночка из-под кофе, наполовину засыпанная крупой, пригодится в игре в качестве маракаса.
  • Чугунная крышка от кастрюли, подвешенная за веревочку, может превратиться в колокол, если бить по ней ложкой.
  • Плотная бумага, согнутая в рулон (с пространством внутри) издает гулкий, глубокий звук при постукивании о различные предметы или собственные колени.
  • Перевернутая вверх дном картонная коробка вполне заменяет барабан.
  • Два обыкновенных маленьких камешка или две пластмассовые шариковые ручки при ударах друг о друга также превращаются в инструменты.

Такие превращения обычных вещей в инструменты увлекают детей. Они и сами быстро включаются в игру по изучению звуковых возможностей окружающих вещей и по изобретению новых инструментов-игрушек.

Темброво-шумовой аккомпанемент можно подбирать к знакомым песенкам, стихам, сказкам, загадкам и даже к картинкам. Игра со звуками окружающих предметов и превращение этих звуков в образы героев песенок или сказок – занятие чрезвычайно увлекательное и для детей, и для самих взрослых. Попробуйте с помощью шумового аккомпанемента инсценировать сказку: изобразить героев, характер их действий, окружающую обстановку. Совместное с ребенком исследование звуков, «живущих» в разных предметах, и создание собственной темброво-шумовой драматургии к знакомым сказкам приведет вас к настоящему творческому общению. Вот тогда поход в музыкальный магазин обретет совсем иной смысл. Ведь вы пойдете покупать не просто очередную игрушку, а будете выбирать звуковой наряд для сказочной принцессы, или для лягушки-квакушки, или для волка – зубами щелк.

Игры со звуками обогащают эмоциональную сферу ребенка

При доминирующем значении положительных эмоций дети четырех-пятилетнего возраста нуждаются в разнообразии впечатлений, обогащении палитры переживаний. Познавая окружающий мир через призму эмоций, дети бурно реагируют на все, что происходит вокруг них. Им свойственна особая впечатлительность и эмоциональная отзывчивость на события и явления окружающего мира. Особенно наполнены силой и богаты оттенками эмоции, которые рождаются в общении с другими людьми: взрослыми и сверстниками. Это и сочувствие, и обида, и жалость, и зависть, и восхищение, и презрение.

Все чувства у ребенка обнажены, явны, открыты. Именно в этот период взрослые начинают обучение детей музыке. Взрослые могут помочь ребенку сформировать основы полноценного продуктивного общения: научить сочувствию, отзывчивости, пониманию переживаний другого человека, развить умение адекватно выражать собственные чувства, контролировать возникающие эмоциональные состояния. В этом плане музыкальные игры с ребенком, произведения народного творчества, музыкального искусства прошлого и современности могут стать для него настоящей «школой чувств». Обогащая его эмоциональную сферу, музыкальные игры развивают и способность ребенка откликаться на добрые чувства, поступки окружающих, побуждают к сопереживанию и в реальной жизни.