Как происходит воспитание у ребенка любви к близким людям?

Содержание воспитания определяется, с одной стороны, теми отношениями с окружающими людьми, в которых малыш постоянно находится, с другой – его физическими, психическими возможностями, а также приобретенными социальными навыками. В семье складываются особые отношения, которые строятся прежде всего на чувстве любви между родителями и детьми.

Секреты психологии

«Ребенок, будучи зависим от любви взрослых, сам испытывает чувство любви к близким людям, прежде всего к родителям, братьям и сестрам». В. С. Мухина

Конечно, в ряде семей превалируют такие связи, которые предполагают в первую очередь выполнение долга. Каждый знает перечень определенных обязанностей и старается их выполнять. Поэтому взрослые пытаются уже у трехлетних детей воспитывать чувство долга, придумывая разные поручения. Например, убирать за собой игрушки, красиво заправлять постель, складывать одежду, кормить кошку, поливать цветы, помогать накрывать на стол и т. п. Тем самым осуществляется развитие самостоятельности через трудовое воспитание. Формируется полезный навык что-то делать для других людей.

Преодолевается ориентация на себя, на выполнение только того, что хочется в данный момент. Однако нередко усилия взрослых по приобщению детей к домашнему труду наталкиваются на весьма сильное сопротивление. Малыш не понимает, зачем же ему делать то, с чем вполне могут справиться взрослые. Неужели они стали слабыми и беспомощными?

Как происходит воспитание у ребенка любви к близким людям?

Видя нежелание ребенка сразу выполнять указания родителей, те начинают оказывать психологическое давление, подчеркивая важность переживания долга перед ними. Они же кормят, одевают, заботятся о малыше, а тот в свою очередь должен взять на себя часть домашних дел. Иначе вырастет белоручкой, лентяем. Так доказывают взрослые необходимость подчинения их требованиям. Однако ребенок не воспринимает этих аргументов, и только частыми скандалами удается сформировать кое-какие навыки выполнения домашней работы. Если же у родителей не хватает терпения, то они прекращают свои попытки приобщить к посильному труду, успокаивая себя тем, что когда-нибудь сама жизнь заставит все делать самому.

В чем же причина крайне медленного приобщения малыша к культуре поведения дома? Во-первых, в том, что чувство долга может эффективно формироваться только при наличии адекватной гордости, стыда и совести. Данные качества раньше шести-семи лет обычно не возникают. Конечно, можно жестким контролем воспитать внешне правильное выполнение должного, однако внутреннего принятия необходимости учитывать интересы других людей не будет. Хотя именно такое принятие и составляет суть чувства долга.