Возможно ли изменение поведения ребенка условными поощрениями?

Система условных поощрений основывается на плане, который родители разрабатывают с участием ребенка. Но чтобы его составить, сначала надо ответить на три важных вопроса:

1. На каких заданиях или элементах поведения (от трех до пяти) необходимо сконцентрироваться в данный момент?

2. Как четко обозначить эти задания или элементы поведения? По каким критериям они будут оцениваться?

3. Сколько игрового времени выделить ребенку вечером, чтобы он ощутил это как достаточное поощрение?

Ниже мы подробно рассмотрим эти аспекты.

Как выбирать задания или элементы поведения? Первый вопрос, на который должны ответить родители, может быть поставлен таким образом: «Какие работы по дому или элементы поведения наиболее важны для ребенка в данный момент?» Очень важно ограничить их количество, чтобы и ребенок, и родители могли постоянно, день за днем концентрировать на них свое внимание.

Точно так же важно подобрать задания, которые ребенок сможет выполнить успешно. Дети с большей вероятностью приобретают хорошие привычки и проявляют готовность к учебе и исправлению своего поведения, если получают частое и немедленное положительное подкрепление. Поэтому уверенность в том, что ребенок справится с заданиями и получит заслуженное вознаграждение, является ключевым элементом данной системы воспитания дисциплины.

Возможно ли изменение поведения ребенка условными поощрениями?

Вопрос о том, на каких элементах поведения следует сконцентрироваться в первую очередь, решается в каждой семье и с каждым ребенком по-своему. Эти элементы должны повторяться каждый день, помогать ребенку стать более самостоятельным и побуждать его вносить свой вклад в жизнь семьи. Например, маленькому ребенку можно дать задание научиться застилать постель, а более старшему, который уже умеет это делать, поручить аккуратно застилать постель каждый день без напоминаний. Маленький ребенок, научившись выполнять задание, приобретет уверенность в себе, а старший будет более ответственно относиться к выполнению работ по дому.

Как определить критерии оценки? Одна из главных причин использования системы условных поощрений состоит в том, чтобы свести к минимуму споры и разногласия, поэтому родители и дети должны прийти к согласию не только относительно того, какое задание надо выполнить, но и как оценить правильность его выполнения. Разработка четких критериев позволяет создать четкий стандарт. Он помогает и детям, и родителям объективно оценить поведение и решить, заслуживает ли ребенок поощрения.

Чтобы разработать стандарты, родители и дети должны подумать не только о том, как правильно выполнить задание, но и предвидеть возможные огрехи в его выполнении. Если ребенок, например, привык все делать кое-как или скрывать свои ошибки, то очень важно заранее оговорить эти вопросы и четко определить все детали, на основании которых будет решено, заслужит он шарик или нет. Такая предусмотрительность поможет избежать недоразумений и разногласий, которые могут возникнуть в случае необходимости изменения стандартов.

Хотя стандарты вырабатываются совместно, родители все же должны убедиться, что дети совершенно точно понимают, каким образом они обязаны выполнить задание, чтобы заслужить шарик. С самого начала не должно быть никаких расхождений в оценке и интерпретации поведения ребенка. Стандарты должны также учитывать, допускается ли делать ребенку напоминания и сколько их должно быть.

Когда стандарты установлены и усвоены, ребенок обычно сам в состоянии определить, насколько хорошо он выполнил задание и заслуживает ли поощрения. У него имеется вся необходимая информация по данному вопросу, поэтому ему реже приходится спорить с родителями.

Когда родители завели с Джимми разговор о банке с шариками, то первым делом определили, что одним из его заданий будет самостоятельное одевание по утрам. Шестилетний Джимми одевался очень медленно и при этом постоянно отвлекался на посторонние занятия. Поэтому мама с папой решили, что будет лучше, если они подробно разъяснят ему, в чем состоит задание.

Мама объяснила, что первым делом сын должен вымыть руки и лицо с мылом, затем сполоснуть их и вытереть полотенцем. Затем мальчик должен надеть все вещи, приготовленные с вечера. Поскольку Джимми почти всегда забывал надеть носки и ботинки, то ему специально было сказано, что он заработает шарик лишь, в том случае, если не забудет обуться. Заключительным этапом было причесывание.

К сожалению, раньше в семье было принято постоянно подгонять Джимми и по нескольку раз возвращать его к себе в комнату, чтобы он полностью оделся. Теперь необходимо было искоренить эту привычку, и родители договорились, что мальчик получит шарик лишь в том случае, если ему будет сделано не больше одного напоминания. Если он наденет на себя не все, что положено, или получит больше одного напоминания, то шарика ему не видать.

Последним условием было появление Джимми полностью одетым за завтраком не позднее 7:00. Получив такие четкие инструкции, мальчик теперь точно знал, что ему надо делать, и вскоре стал вовремя появляться за завтраком полностью одетым.

Однако многие родители, вместо того чтобы устанавливать четкие критерии, ставят порой следующие условия получения поощрения: «Если ты будешь вести себя хорошо...» или «Если ты будешь примерным...». Такие заявления только сбивают детей с толку. Их понимание «хорошего» поведения может очень сильно отличаться от того, что подразумевают под этим родители. Не имея четкого и ясного представления о том, что такое «хорошее» или «примерное» поведение, ребенок не знает, как ему надлежит себя вести. В этом случае становятся возможными различные толкования, что приводит к ненужным спорам.

Каким будет вознаграждение? После того как родители и дети четко договорились между собой о заданиях и критериях их оценки, необходимо подумать о подходящем вознаграждении. Самым эффективным поощрением служит разрешение уделить время любимому делу. Это не должны быть такие важные для развития ребенка занятия, как чтение и игры с друзьями. Лучше выбрать просмотр телепередач или компьютерные игры, которыми он хотел бы заниматься каждый день, но которые практически ничего не дают для его развития.

Выбор в качестве средства вознаграждения обычных занятий является существенным отличием системы условных поощрений от других широко используемых методов. Может показаться странным и даже несправедливым, что ребенок вынужден зарабатывать себе время для игр, выполняя работы по дому. Но на самом деле это очень эффективный метод, и дети охотно принимают такие условия.

Первое преимущество выбора данного вознаграждения состоит в том, что дети действительно любят играть. Чтобы иметь такую возможность каждый день, они готовы работать, поэтому здесь налицо мощный стимул, заставляющий их постоянно выполнять порученные задания. Второе преимущество заключается в том, что награда следует немедленно, в тот же вечер, и ее можно заработать каждый день. Это также очень важный фактор. Третье преимущество состоит в том, что такую систему очень легко организовать и использовать. Поскольку игра является обычной частью семейного времяпрепровождения, для нее не потребуется никаких дополнительных ресурсов или создания особых условий. Данный метод может использоваться каждый день. Если же в качестве поощрения выбрать что-то более весомое или необычное, то в таком случае добиться постоянства будет трудно.