Как проводить беседы с ребенком?

Вспоминаете ли вы свой последний серьезный разговор с ребенком? Беседу, после которой у вас застряло в памяти: ах, неужели так думает мой сын?

Вероятно, этот разговор вам не запомнился, поскольку он состоялся не в спокойной домашней атмосфере, а между делом, на пути домой от врача или при выходе из дома на работу, а возможно, во время приготовления пищи, когда недожаренное мясо требует максимального внимания. А в этот самый момент ваша четырнадцатилетняя дочь открывает холодильник и спрашивает как бы между прочим: «Мама, так ты разрешаешь мне принять противозачаточную пилюлю?» А затем добавляет: «Впрочем, это просто вопрос из учебника по французскому языку».

На самом деле эти внезапно возникающие вопросы не что иное, как типичный треп между детьми и молодыми людьми. Они говорят о самом важном в самое неудачное время, а именно тогда, когда с ними никто не собирается говорить. Дети определяют для себя время, когда они хотят общаться с взрослыми. Они ставят условия и не терпят никаких возражений.

И доверяют в большинстве случаев тому, кто воспринимает их интимные разговоры серьезно, кто отнимает у себя время, выслушивает их и соглашается с их взглядами, не устраняясь от их проблем как незначительных.

Предложите вашим ближайшим соседям тест. Пусть зададут первым двадцати детям, которых они встретят, один и тот же вопрос: «С кем в семье ты говоришь о своих интимных проблемах или о том, что тебя заботит?» И чаще всего услышат ответ: «С матерью!»

На вопрос: «А почему вы то же самое не рассказываете своему отцу?» - они, как правило, ответят: «Так как он никогда не бывает дома» или: «Да он вечно не в настроении», или: «Он все равно меня не поймет». Дети могут рассказать также, почему отец так мало о них знает. «Его моя история не заинтересовала» или «Так как он даже дня не проведет с нами вместе».

Действительно, дети обычно говорят больше с матерью о проблемах, которые лежат у них на сердце. Почему? Причина банальна: многие отцы просто не воспринимают их. Они беседуют с лицом, которое случайно оказалось рядом с ними в этот момент, и недовольно тем, что у него отнимают время.

К примеру, мать сидит на террасе, около нее лежат яблоки. Дочь проходит мимо и как бы случайно берет себе яблоко и машинально его грызет. Внезапно она задает вопрос: «Как, по-твоему, должна ли я написать письмо X? Я думаю, он не осмелится мне не ответить».

Дети имеют привычку обращаться к вспомогательным службам. И они выбирают для этого самое неудобное время или когда дома только один из родителей. Дочь хочет задать матери вопросы из французского учебника именно тогда, когда та легла отдохнуть. Или сыну понадобилось что-то выяснить около семи часов утра между чисткой зубов и завтраком. Причем именно сейчас, и ни в какое другое время.

Едва ли в такой ситуации родители смогут понять, что именно хочет от них ребенок или что его занимает. Так как большей частью вопросы адресуют матери, которая скорее всего исполняет желание сына или дочери, так как она всегда бывает в курсе той ерунды, которая в данный момент их занимает. А мать после разговора с отцом также не может удержаться от вопросов. Решил ли класс дочери проблему с преподавателем? Выяснил ли отец историю со сломанными велосипедами в школе? Когда отец слышал от детей разговоры о наркотиках или о сексе?

Как проводить беседы с ребенком?

Если один из родителей более другого готов выслушать вопросы детей, то к нему ребенок проникается и большим доверием. Дополнительные исследования говорят, что даже ленивые и необщительные дети в период полового созревания общаются больше с матерью, чем с отцом, особенно когда речь идет об эмоциональных проблемах. Это зависит не только от того, что матери могут выслушать ребенка даже во время еды, но и потому, что они ежедневно общаются с детьми в течение многих лет. Конечно, отцы также могут занять активную Позицию как в отношениях с детьми, так и в домашнем хозяйстве.

Нине четырнадцать лет. Она, без сомнения, дитя отца. Все свои проблемы обсуждает только с ним. Почему? «Я знаю его лучше, чем маму. Он понимает меня». Напротив, ее маленькая сестра Лена, пяти лет, нацелена только на мать. Она уверяет: «Мама точно знает, чего я хочу, папе же я должна все это долго объяснять».

Как это различие трансформируется в пределах одной семьи? Вопросы и пожелания детей звучат в будни, в присутствии обоих родителей. Вилли, отец своего первенца Нины, еще учился, когда родилась девочка. Мать целый день работала экспертом по текстилю, в то время как отец был свободен, и Нина оказалась на его попечении. Оба проводили очень много времени друг с другом. Только когда родилась вторая девочка, Лена, Вилли начал работать на производстве и стал редко бывать дома. Теперь его жена Лилиана оставалась дома и всецело отвечала за воспитание Лены.