Что собой представляют страхи двухлетних детей?

Больше всего на свете маленькие дети хотят почувствовать родительскую любовь. Они стремятся угодить вам, но вовсе не для того, чтобы сделать вам приятное.

Дело в том, что когда вы довольны, это обеспечивает им чувство уверенности и защищенности, а также побуждает расти, чтобы когда-нибудь научится делать все, что свойственно взрослым. Дети стремятся найти черты сходства и различия между вами, выясняя, насколько их потребности и желания совпадают с вашими. Почему же считается, что справиться с двухлетним ребенком так сложно? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит поразмышлять о том, что представляют из себя двухлетние дети и каковы их цели.

Что собой представляют страхи двухлетних детей?

Дети в этом возрасте только начинают осознавать то, что взрослым давно известно: они - самостоятельная и независимая от вас личность со своими чувствами, мыслями, потребностями и желаниями. Дети открывают для себя собственные возможности. Они любопытны и импульсивны, готовы исследовать окружающий мир, при этом не осознавая, с какими рисками и опасностями это сопряжено. Они чувствуют себя большими и сильными, и очень расстраиваются, когда видят, что далеко не всемогущи.

Двухлетние дети часто стараются скрыть ошибки и нехватку навыков, притворяясь, будто все получилось именно так, как они задумали. «А я так и хотела, я нарочно», - заявила одна девочка, споткнувшись о выбоину в асфальте и шлепнувшись наземь. Двухлетки зачастую воспринимают обычные нормы повседневной жизни (например необходимость убирать за собой игрушки) как ограничение своей свободы, нечто непонятное и ненужное. В этом возрасте дети еще не всегда видят связь между собственным поведением и вашим раздражением, так как все, чего они пытаются добиться, - это определить границы вашей любви.

Когда вы сердитесь на двухлетнего ребенка, он может отреагировать на это следующим образом:

  • Ребенок может решить, что вы не любите его и что он лишился вашего одобрения. Он не понимает, что вы недовольны не им в целом, а его поведением.

  • Ребенок может повторить то, что только что услышал от вас: «Не делай этого! Прекрати!» Он делает это не из вредности или неповиновения, а в попытке понять, что происходит между вами в этот момент.

  • Ребенок может перенести свой гнев, обиду, фрустрацию на другого малыша или игрушку, например, заставив их сделать что-то по его желанию. Воспитательница отчитала двухлетнего мальчика за то, что он ходил по комнате, грызя печенье, и посадила на стул рядом с собой. Через несколько минут он встал, подошел к другому мальчику и толкнул его, так что тот шлепнулся на стул. И это не было проявлением агрессии, ребенок просто пытался вернуть ощущение силы и контроля, потерянное, когда ему пришлось подчиниться требованию взрослого.

В этом возрасте дети тяготеют к тому, чтобы втягивать взрослых в бессмысленные конфронтации, вынуждая родителей вести себя по-детски. Двухлетний Эдди не хотел убирать на ночь игрушки.

- Сейчас же убери их, - настаивала мать. - Я не собираюсь повторять дважды.

- Я не собираюсь, - ответил мальчик.

- Если ты сейчас же не уберешь их, я все заберу и отправлю на чердак.

- А я их снова достану, - Эдди сердился все больше.

- А я положу их на крышу, там тебе их точно не достать, - возразила рассерженная мать.

Это вполне естественный, однако абсолютно бесплодный диалог, в котором мать реагирует по-детски; как правило, подобные перепалки заканчиваются слезами. Нужно смириться с тем, что, несмотря на все благие намерения, возникнут ситуации, когда вашему малышу удастся заставить вас вести себя по-детски, спустившись до его уровня.