Следите за нами: Medmoon.ru в ВКонтакте Medmoon.ru в Одноклассники Medmoon.ru в Facebook Medmoon.ru в Twitter RSS Medmoon.ru
MedMoon.ru - женский журнал о красоте и здоровье

Как воспитывать самостоятельность у ребенка?

Наилучший способ поддержать малыша в период развития его самостоятельности - это поощрять его на принятие решений и воспитывать чувство ответственности. Возможность делать выбор и совершать что-то для себя позволит вашему ребенку обрести ощущение полноценности своей личности. Ниже предлагаем некоторые рекомендации по поддержке и осторожному стимулированию растущего стремления вашего чада к самостоятельности.

Как воспитывать самостоятельность у ребенка?

Ограничьте варианты выбора для ребенка. Например, вы задаете вопрос: «Куда бы ты хотел пойти гулять сегодня?» Малышу трудно будет принять какое-то решение. Или же он может дать совершенно неадекватный ответ, например: «На пляж». И это в середине зимы! Детишкам легче принимать решение, если им предлагается ограниченный выбор. Даже если вы попросите ребенка выбрать что-то одно из двух, ему потребуется много времени на обдумывание и исключение возможности неподходящего выбора. Важно предложить ему два таких варианта, которые прежде всего устраивают вас.

Не критикуйте выбор вашего ребенка

Предположим, вы положили перед девочкой два комплекта одежды на выбор: красно-белую полосатую рубашку с красными штанами и пурпурную рубашку с пурпурными штанами в крапинку. Но вместо того чтобы выбрать какой-нибудь один полный комплект, она говорит, что хочет носить красно-белую полосатую рубашку с пурпурными штанами в крапинку. Сказав ей, что это неудачный выбор, потому что эти предметы одежды не сочетаются, вы уничтожите тем самым весь смысл предоставления ей возможности выбирать. Кроме того, она почувствует себя опустошенной.

Важно помнить, что воспитывать самостоятельность у ребенка это очень трудоемкий процесс. Так, 2-летние детишки хотят принимать решения просто для того, чтобы приобрести опыт совершения выбора. Для них мало значения имеет, окажется ли выбор правильным.

Не заостряйте внимание на мелочах

Определите для себя, какие вещи в ваших отношениях с ребенком важны, а какие - нет. Позволяя ему принимать решения по незначительным вопросам, не имеющим отношения к здоровью или безопасности, вы прививаете ему ощущение своей силы и значимости. Если малыш, например, настаивает на том, чтобы не снимать солнцезащитные очки за столом, спросите себя, стоит ли из-за этого спорить. Ношение этих очков может быть его способом выражения своего отличия от вас. Научитесь уступать в мелочах - и ваш ребенок будет склонен слушаться вас в важных вещах, например в необходимости держаться за руку, переходя через дорогу.

Доверяйте ребенку выполнение малозначительных дел

Поручая малышу самостоятельно надеть свитер, положить игрушку на место после окончания игры и сервировать свое место за обеденным столом (вручая ему все нужные для этого предметы), вы стимулируете у него развитие чувства собственной полноценности.

Вы также можете помочь ему приступить к выполнению более сложных дел, поручая для начала какую-то часть из них. Например, 2-летнему ребенку довольно трудно бывает надеть носки. Но если вы сами начнете этот процесс, натянув носки на пальцы, малыш сможет самостоятельно справиться с задачей. Такая методика разделения сложных задач на компоненты позволяет детям почувствовать уверенность в своих силах.

Иногда позволяйте маленькому человеку становиться лидером. Пусть он сам выберет, какой дорогой идти в парк, или самостоятельно установит правила игры. Не поддавайтесь импульсу всегда подсказывать «правильный» способ при выполнении какой-либо задачи или оказывать малышу помощь, о которой он не просил.

Детишки этого возраста часто имеют свой план действий, однако в силу физических ограничений не всегда способны выполнить его, им нужна помощь в достижении намеченной цели. Например, ваша девочка копается в песке на пляже, ей нужна вода для полива, но ей трудно набрать воду в ведерко, поскольку мешают волны. Помогите ей набрать воды, придержав ведерко. Можете даже вместе с ней принести его к ее песчаному строению. Но не делайте все это сами. И уж обязательно дайте ей полить песок самостоятельно. Иными словами, предлагайте помощь в решении проблемы, но не решайте ее за малыша.

Хвалите не только за результат, но и за процесс

Ваш ребенок может упорно пытаться вставить правильно кубик в одно из пяти отверстий в игре-головоломке, поворачивая его и примеряя разными гранями. Вместо того чтобы ждать, пока он добьется успеха, выразите ему позитивную поддержку в то время, когда он решает свою проблему, сказав что-нибудь типа: «Вижу, что ты очень стараешься. Молодец!»

Таким же образом, когда малыш пытается насыпать в свою миску хлопья, но у него этих хлопьев на столе оказывается столько же, сколько и в миске, похвалите его за то, что он смог открыть коробку, поднял ее и высыпал содержимое. Обращая внимание крохи на то, что именно он делает правильно, вы стимулируете его к совершению дальнейших шагов на пути к самостоятельности.

Однако не переусердствуйте с похвалой, иначе ваше дитя начнет совершенствовать новые навыки только ради того, чтобы угодить вам. Или наоборот, когда похвалы слишком много, это может привести к тому, что ребенок будет бояться выполнять новые действия из опасения лишиться вашего одобрения в случае неудачи.

Устанавливайте границы поведения. Границы, которые вы установите в отношении поведения вашего ребенка, позволят ему овладевать новыми навыками безопасными и приемлемыми для других людей способами.

  • Как не раздражаться на ребенка?
  • Что означает порядок для ребенка?

  • К кому обратиться по вопросу воспитания ребенка
  • Что значит терпеливое воспитание ребенка?