Следите за нами: Medmoon.ru в ВКонтакте Medmoon.ru в Одноклассники Medmoon.ru в Facebook Medmoon.ru в Twitter RSS Medmoon.ru
MedMoon.ru - женский журнал о красоте и здоровье

Как стимулировать развитие ребенка?

Почти все, с чем 2-летний малыш сталкивается в своей жизни, способствует развитию его интеллектуального потенциала. Не нужно давать ему «уроки» или проводить какие-то формальные занятия. Все вокруг и есть процесс обучения!

Предлагаем вам некоторые рекомендации по достижению максимальной эффективности взаимоотношений между вами и ребенком и обращения с предметами, попадающимися на его пути.

Как стимулировать развитие ребенка

Подбирайте игрушки, пригодные для различных видов игровой деятельности. Игрушки, созданные для использования только в одном качестве, например игрушечные телефоны или кассовые аппараты, имеют ограниченное применение в играх. Чем больше различных возможностей применения у игрушки, тем больший «образовательный» потенциал она в себе несет. Выбирая игрушки для ребенка, обратите внимание на многофункциональные, побуждающие «включать» воображение. Игрушки в наборах, такие как сарай с животными, фермер и трактор, стимулируют более насыщенную и изобретательную игру, чем развлечение всего лишь с несколькими животными.

Чтобы стимулировать развитие ребенка предоставляйте ему предметы и материалы, способствующие развитию творческой деятельности. Любые безопасные вещи, которые малыш способен взять в руки, могут рассматриваться как полезные для его развития. В самом деле, простые предметы домашнего обихода, например скрученные бумажные салфетки или пластмассовые коробки, становятся отличными игрушками, потому что дети сами с помощью своего воображения переделывают их в подобие каких-то игрушек. Если ребенок провозит машинку через тоннель из бумажной салфетки, она уже становится игрушкой. Если он сворачивает другую салфетку и затыкает ей один конец «тоннеля», машинка уже не сможет проехать через него. Теперь у него уже более сложная игрушка. Самые обычные предметы, такие как деревянные ложки, пластмассовые контейнеры для продуктов, кружки, миски и кастрюли, могут доставить малышу много радости, когда он будет их сортировать, раскладывать и расставлять по местам. И не забывайте о такой ценной для развития ребенка вещи, как пустая коробка из-под обуви, которую он может сделать кроваткой для куклы, конюшней для лошадок, смешным ботинком и т. д.

Не демонстрируйте, как «правильно» нужно что-то использовать. Хорошо, если вы покажете малышу, как работает игрушка, при первом его знакомстве с ней. Но в дальнейшем позвольте использовать ее так, как ему захочется. Если он будет играть с ней по-своему, это принесет больше пользы для его развития, чем следование строгим инструкциям.

Поощряйте ролевые игры

Если ребенок просит вас принять участие в его игре, присоединитесь к нему. Пусть он решает, какова будет ваша роль, и определяет, что вы должны делать. С другой стороны, если малыш не просит вашей поддержки, лучше не вмешиваться, чтобы не отнимать у него инициативу в игре. Если в ходе игры его идеи иссякли, не поддавайтесь желанию предложить свои. Вместо этого задавайте ему вопросы типа: «Как ты думаешь, что должно случиться дальше?»

Вовлекайте ребенка в игры-считалки

Стимулировать развитие ребенка помогут игры и стишки, в которых ведется счет пальцам на руках и ногах или подсчитываются другие части тела, например уши или локти, способствуют осознанию соотношения между предметами и цифрами. Поскольку это связано для малыша с его телом и ощущениями, он осознает это соотношение намного быстрее, чем при простом счете других объектов.

Помогите ему закрепить свои познания счета и понятие «каждому по одной штуке», накрывая на стол и поясняя: «Каждому нужно приготовить по салфетке. Одна тебе - одна. Одна мне - две. Одна папе - три». Затем, помогая ребенку раскладывать салфетки на столе, приговаривайте: «Одна, две, три салфетки».

Используйте регулярные бытовые занятия как возможности для обучения

Хороший повод для обучения группированию предметов по схожим признакам предоставляет сортировка белья для стирки: полотенца - сюда, майки - туда. Отдельно займитесь носками с целью развития способности различать предметы по цвету и одновременно находить одинаковые пары.

Купание - отличная возможность для изучения таких понятий, как «количество» и «объем». Просто дайте малышу несколько сосудов разной величины, чтобы он заполнял их водой и опустошал. А во время прогулок обращайте его внимание на названия знакомых форм и фигур, например круги, квадраты или треугольники.

Сделайте чтение увлекательным

Если чтение доставляет малышу удовольствие, у него складывается мнение, что книги - это интересно и забавно. Таким образом вы на всю жизнь привьете ему любовь к учебе. Важно, чтобы вы не превращали чтение в какое-то подобие урока или обязательное занятие. Пусть книжки он выбирает сам. Если выбор затруднителен, предложите ребенку несколько книжек. Начав читать, позвольте ему самому задать ритм и тему. Помните, что детишек этого возраста не впечатляет простое монотонное чтение.

Малыш может неоднократно останавливать вас и задавать вопросы. Он может перелистнуть сразу несколько страниц вперед. Его может не интересовать текст, ему будут нравиться картинки. Не запрещайте ему это. Относитесь к вопросам как к возможности побеседовать. Если дитя перелистывает страницы, не настаивайте на возвращении назад. Не превращайте чтение в подобие урока.

И не ограничивайтесь только книжками. Используйте интересные картинки из журналов, газет и открыток, чтобы пробудить в ребенке желание придумывать собственные истории или сказки. Можете даже записать их и помочь ему сделать свою книжку.

Поддерживайте баланс игровых возможностей

Для развития детям необходимы различные ситуации и изменения в окружающей обстановке. Если ваш малыш в основном находится в помещении - дома или в детском саду, - компенсируйте это играми и прогулками на свежем воздухе.

Во время регулярных прогулок в парке он приобретет новый опыт и новые знания. Даже обычные походы в магазин или в прачечную могут оказаться интересными для него.

Что же касается детей, проводящих много времени вне дома, то необходимо сбалансировать это играми в помещении. А если большую часть дня ваш малыш проводит среди других детей, предоставляйте ему возможность побыть в тишине, когда ему никто не мешает. Чем лучше сбалансировано время пребывания в помещении со временем прогулок на свежем воздухе, тем больше интереса ребенок проявляет к окружающей действительности, тем больше познает мир и самого себя.

  • Что означает порядок для ребенка?
  • Почему ребенок не умеет сдерживать эмоции?

  • Насколько важна терпеливость в воспитании ребенка?
  • С чем связаны перепады настроения у ребенка?