Следите за нами: Medmoon.ru в ВКонтакте Medmoon.ru в Одноклассники Medmoon.ru в Facebook Medmoon.ru в Twitter RSS Medmoon.ru
MedMoon.ru - женский журнал о красоте и здоровье

Как обеспечить безопасность детей дома и на улице

Условия безопасности, созданные дома для годовалого малыша, могут оказаться недостаточными для ребенка старше двух лет. Он двигается все более уверенно, и это может привести к неприятностям. Ребенок уже способен открывать банки, шкафчик или ящик с медицинскими препаратами, пользоваться ножницами и покорять новые высоты.

Из этой статьи вы узнаете, как обеспечить безопасность детей дома и на улице.

Как обеспечить безопасность детей дома?

Одно из основных правил, которое вы должны помнить на протяжении третьего года жизни малыша, состоит в следующем: если он не мог что-то делать вчера, это не значит, что он не сможет сделать это сегодня. Главное что вы должны сделать как родитель - обеспечить его безопасность.

Поскольку благодаря интенсивному физическому развитию ребятишки подвергаются всяческим опасностям, вам следует совершенствовать меры по созданию безопасных условий для ребенка, чтобы избежать травм и обеспечить ему возможность дальнейшего изучения окружающей обстановки, не отвлекаясь на постоянные замечания о том, что он не должен трогать.

Как создать безопасные условия для ребенка?

1.

Удалите все потенциальные источники опасности. Взгляните на свое жилье с точки зрения малыша - физически, встав на колени, и эмоционально, пытаясь представить, что может привлечь внимание вашего чада.

Предположим, что на полке над кухонной раковиной стоит тяжелая банка с печеньем. Представьте, что вы видите ее с высоты роста ребенка. Вам хочется печенья, но достать его вы не можете. Ваши действия? Придвинете стул и залезете на него. До банки дотянуться не удалось. Тогда вы встанете на цыпочки, вытянетесь и сможете, ухватившись за банку, лишь выдвинуть ее вперед. Она падает с полки, вы теряете равновесие и тоже падаете.

Руководствуясь этим примером, осмотрите все части своего жилья и продумайте возможные ситуации чтобы создать и обеспечить безопасность ребенку. Особенно это касается кухни и ванной, которые несут в себе наибольший потенциал источников опасности, включая чистящие средства, плиту, медицинские принадлежности и препараты, различные сосуды и т. д. В качестве потенциальных источников опасности следует также рассматривать лестницы, двери, в том числе раздвижные, электрические розетки, окна и шторы со шнурами.

2.

Будьте особенно внимательны к своим собственным действиям. Учитывая стремительность, любопытство и недостаток рассудительности у малышей, вы должны быть постоянно настороже и наблюдать за своим ребенком, несмотря на все предпринятые меры предосторожности. Не отвлекайтесь во время проведения домашней уборки, использования электроприборов, ножей или любых других предметов, представляющих опасность для детей. Например, если в дверь позвонили в то время, когда вы моете пол, не оставляйте малыша без присмотра рядом с ведром, чтобы пойти и открыть дверь.

3.

Даже если вы чем-то расстроены, заняты или куда-то торопитесь, не забывайте о возможных опасностях для ребенка. В такие моменты вы можете забыть положить таблетки в шкафчик или оставить нож на кухонном столе дома. Малышу хватит секунды, чтобы оказаться в беде. Не забывайте обеспечить безопасность своему малышу.

Важно также, чтобы родители сами показывали детям пример. Задумайтесь о том, чему научится у вас ребенок, если вы будете покусывать карандаш, переходить улицу в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора, игнорировать в автомобиле ремень безопасности. Детишкам нравится повторять все за взрослыми, но они еще не способны видеть разницу между хорошими и плохими привычками.

4.

Прививайте ребенку навыки безопасности и дома и на улице. Начните с мер по предупреждению травматизма, объясняя ребенку, что безопасно, а что несет опасность. Если он уже знаком с понятием «горячо», не останавливайтесь на этом. Постоянно напоминайте малышу, что может быть горячим и чего не следует касаться. Это особенно важно, когда в доме появляется новый нагревательный агрегат или электроприбор, который может вызвать у ребенка интерес. Обратите также внимание своего чада на правила обращения с режущими и колющими предметами.

Например, используя нож, обязательно скажите, что он острый и вовсе не является игрушкой. Дотроньтесь до острия ножа и воскликните: «Ой!» Такое объяснение будет более наглядным и доходчивым.

Разъясняйте правила поведения на улице, в воде, отучайте брать в рот посторонние предметы (особенно несъедобные), знакомьте ребенка с правилами безопасности при пересечении проезжей части.

5.

Уделяйте внимание мерам безопасности, находясь с ребенком в гостях. Поскольку вы не в состоянии полностью контролировать обстановку при посещении бабушек, дедушек, других родственников и друзей, объясните им, на что они должны обратить внимание. Такой же уровень безопасности, как у вас дома, обеспечить не удастся, поэтому осмотрите хотя бы кухню, лестницу и ванную. Ограничьте нахождение малыша теми помещениями, которые вы осмотрели. И не оставляйте ребенка без присмотра ни на минуту.

6.

Поощряйте познавательную деятельность малыша. Для появления уверенности ребенка в своих навыках ему должна быть предоставлена свобода исследования окружающего мира и даже совершения некоторых ошибок. Например, разрешите ему самому поучиться ходить по лестнице, сопровождая его и страхуя. Когда у малыша появятся навыки безопасного поведения, его познавательная деятельность позволит ему обрести чувство физического самоконтроля, что в свою очередь стимулирует стремление к самостоятельности.

Как обеспечить безопасность детей на улице?

Лесенки в каком-либо варианте всегда присутствуют на детской площадке. Это могут быть короткие или длинные вертикальные лесенки типа шведских стенок, а могут быть дугообразные, обоими концами упирающиеся в землю, и т. д. Главное, что все они предназначены для игрового лазанья, а их прообразом в естественной среде являются деревья с торчащими в разные стороны ветвями – тоже своего рода лестницы в небо на улице.

Для чего нужны лесенки детям?

Маленьким детям очень полезно научиться попеременно перебирать руками и ногами, поднимаясь вверх по перекладинам: тут-то они и открывают для себя, как много у них конечностей и как важно, чтобы они согласно работали в процессе подъема или спуска. Но уже старшему дошкольнику на простых детских лесенках делать нечего – лазанье как двигательный навык в общем виде освоен, дальше становится скучно, если эти лесенки детям никуда не прокладывают новую дорогу. А вот если они гораздо выше, между ступеньками разные расстояния, а наверху находится площадка, куда можно забраться, сразу появляется цель. Если же от этой площадки на улице сложные переходы ведут на другую площадку, с которой надо спускаться вниз по лесенке со ступеньками, закрепленными между двух цепей, которые колышутся при каждом шаге, или высокому шесту, или металлической спирали – эта конструкция интересна любому ребенку вплоть до подросткового возраста.

Родителям на заметку

В случае если ребенок достаточно долго был лишен свободы самостоятельного обследования пространства и находящихся в нем предметов, то потом ему действительно начинает не хватать необходимых навыков, которые не удалось вовремя выработать. Отсюда проистекает несмелость во взаимоотношениях с предметно-пространственной средой, непонимание того, что человек может не только приспосабливаться к наличному положению вещей, но и проявлять творческую активность, в частности преобразовывать среду в соответствии со своими нуждами.

Качели для детей

Перейдем теперь к качелям – это другой обязательный элемент из «малого джентльменского набора» любой мало-мальски приличной детской площадки.

Все качели различаются по своему устройству, которое определяется тем, где находится точка опоры. Они могут быть висячими: чаще всего встречаются такие качели для самых маленьких в виде сиденья со спинкой, подлокотниками и подножкой, которое двумя металлическими штангами подвижно прикреплено к П-образной невысокой опоре. Так как других вариантов висячих качелей обычно не найти, то большие дети становятся на сиденье ногами и пытаются компенсировать небольшую длину рычага качелей безудержным размахом качания, так что чуть ли не делают «солнышко» вокруг горизонтальной опоры.

К сожалению, только за городом – на даче или в деревне – можно поставить качели для ребенка хорошей высоты, где сиденье висит на длинных веревках. Веревки позволят не только обеспечить безопасность детей и сильно раскачиваться, но и менять траекторию движения: дети любят экспериментировать, закручиваясь вокруг своей оси или качаясь наискось, – им нравится осваивать сложные, размашистые, выполняемые с большим ускорением движения всего тела в трехмерном пространстве. Это не только хорошая тренировка вестибулярного аппарата, но и получение захватывающих дух ощущений полета над землей и охвата большого пространства. Кстати, в народной культуре раскачивание на качелях над землей тоже считалось занятием, связанным с получением энергии и поэтому важным для роста ребенка.

Как обеспечить безопасность детей на качелях?

Зависимость собственных качаний от действий партнера в явном виде присутствует только в современных качелях другого типа – с точкой опоры внизу. Их тоже можно встретить на детской площадке. Это может быть полукруглая качалка с двумя сиденьями друг напротив друга. Или это качающаяся доска с сиденьями, устроенными на ее концах и опорным столбиком посередине.

При каждом качании один из партнеров оказывается внизу, а другой – наверху, и это переживается детьми постарше уже не только как попеременное пространственное перемещение по вертикали, увлекательное само по себе, но и как смена сильной и слабой социальной позиции – то есть динамическое противостояние двух людей. Сильным считается у детей нижнее положение, дающее опору и возможность влияния на того, кто наверху. Поэтому, оказавшись внизу, ребенок часто пытается показать свою власть над верхним партнером и удержать его там подольше. Тот, кто остался наверху, – с болтающимися ногами, без опоры, вынужденный упираться руками, чтобы не съехать вниз по доске качелей, как с горки, – должен прочувствовать свое зависимое положение и силу нижнего. А сила его воздействия определяется как длиной рычага качелей, так и весом и ловкостью ребенка.

Больший вес (или создание иллюзии своей тяжести за счет хорошего владения телом) используется детьми для утверждения своей значительности и старшинства. Поэтому там, где маленькие в простоте душевной наслаждаются самим процессом совместного качания, у детей шести-семи лет уже начинается социальное соревнование и демонстрация силы своего влияния на партнера.