Что значит сюжетно-ролевая игра для ребенка?

Секреты психологии

«Сюжетно-ролевая игра для ребенка – это игра коллективная, и именно она формирует у ребенка умение устанавливать отношения со сверстниками». О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева

Попробуем соотнести предмет и возраст ребенка. Младенческий возраст будет возрастом игр с «абсолютно» материальными предметами. Наиболее привлекательными являются еще и те, что издают звуки, притягивают внимание яркостью, приятны на ощупь. А дальше закономерный процесс «эволюции»: погремушки сменяются пирамидками, куклами и мягкими игрушками, солдатиками, машинами и конструкторами.

Возраст от трех до пяти мы можем рассматривать как условно подготовительный для игр с нематериальными (воображаемыми) предметами. Именно в этом возрасте материал теряет свое главенствующее значение как основа игры, превращаясь не более чем в рядовой объект, который может быть использован ребенком для собственной игровой деятельности. Выше мы уже отмечали, что материалом для игры – «игрушкой» может стать все, что угодно – что именно в этот период, от трех до пяти (и далее) происходит.

Говоря об игровой деятельности детей этого возраста, необходимо сделать еще одно очень важное допущение: возраст от трех до пяти является тем периодом, когда ребенок не слишком отделяет себя от того, с чем он играет. Иными словами, чтобы возникла сюжетно-ролевая игра для ребенка в этом возрасте не имеет значения количество материала, одушевленность – неодушевленность предмета или другого играющего. Например, ребенок с легкостью может «назначить» стул, стол, строительный материал партнером по собственной игре. И более того, он сам, и вместе с ним и мы – все окружающие тоже в известном смысле «предметы» его игровой деятельности.

Что значит сюжетно-ролевая игра для ребенка?

Ребенок сам определяет время и место игры (абсолютно не соотнося это время и место с категориями «можно» и «нельзя», не считаясь ни с режимом, ни с необходимостью еще какой-то деятельности, которая требуется от него по разумению взрослых). Фактически свобода ребенка по-настоящему начинается там, где становится возможной свободная игра в свободном времени и пространстве. Безусловно, мы рассматриваем сейчас идеальный вариант. В реальности же, как правило, свобода чем-либо ограничивается. Однако ограничения позволяют очертить границы игрового пространства. Именно с этим связано разделение общего поля игры на действительный и фантазийный пласт. Если выделены рамки игры, ребенку легче распределять роли и при необходимости придумывать новые. И конечно, самому выстраивать сюжет.

Согласно одному из определений, сюжетом называется некая рамка событий, задающая их последовательность. Применительно к детской игре сюжет – цепочка формальных операций, которые делает ребенок, превращая реальность в игру. Но не только! Сюжет детской игры содержателен, осмыслен, в нем есть главная тема, а сколько возникает эмоций! При этом ребенок, не осознавая того, руководствуется «правилом волшебников»: чудо возникает только при наличии веры в него, при том – веры безусловной. И в этом принципиальное отличие детской игры от игры взрослых. Даже притворство ребенка (всем известное «понарошку») – тоже есть часть игры. Именно сюжетом определяется игра как таковая, именно сюжет в конечном итоге является главным звеном усложнения игр разных возрастов.

Заметим, что в зависимости от типа игры сюжет может определять как временные и пространственные рамки, так и всю динамику игры. При этом важно не путать понимание сюжета ребенком и взрослым. Так, у режиссера сюжет охватывает все произведение целиком, для актера же является отправной точкой действия. В социальных играх мы все, и взрослые и дети, находимся на актерской позиции. Кстати сказать, в профессиональной актерской игре очень многое от игры детской. И уж конечно дети, в свою очередь, превосходные актеры. Сравнение понятий «детско-актерская» и «актерско-детская» игра приводит нас к необходимости осмысления важной составляющей игры – ее потенциала. Дело в том, что возможности развития личности вне потенциала игры просто не существует. Иными словами, личность развивается через игровой пласт, через игровые действия.

Сюжет игры неизбежно определяет тему. Более того, тема игры и развивается в сюжете, будь то «войнушка» или «дочки-матери», «гонки» или «кукольная свадьба» и т. д.

Усложнением или упрощением сюжета мы, взрослые, «отсчитываем» уровень развития ребенка в рамках игровой деятельности. Для самого же ребенка сложность или простота сюжета имеют одинаковую ценность и значимость, если наличествует интерес к самому процессу игры.

Типы сюжетно-ролевых игр для детей

Для возраста три – пять лет наиболее характерны два типа игр. Первый – с максимально простым сюжетом при большом количестве ролей и с достаточно сложными действиями. В этом случае игра приобретает характер ролевого общения, то есть сюжет как таковой является просто связующим звеном между действиями ролей. Второй тип отличается от первого только более сложным сюжетом. Сам сюжет в этом случае несет функцию определения роли, то есть чем сложнее сюжет, тем содержательнее роль.

Сюжет детской игры имеет несколько важных функций. Одна из них – упорядочение коммуникативных отношений, общение в строго заданных – ролевых – рамках, опыт проживания которых в дальнейшем переносится из игровой деятельности в реальную действительность. В такой игре ребенок учится общаться по правилам.

Сюжетная игра требует от ребенка использования новых понятий. Наполняя некие «абстрактные» для себя термины конкретным содержанием (верным или неверным, то есть соответствующим или несоответствующим действительному значению), ребенок учится простейшим навыкам структурирования пространства и придания смысла предметам и явлениям окружающего мира. Привнося в эту систему эмоции, то есть эмоционально выражая свое отношение к неким событиям или персонажам, он тем самым развивает морально-нравственную сферу.

Эмоции ребенка во время игры

В процессе детской игры происходит усложнение и разделение эмоций. Речь идет не о полярности эмоций (положительные и отрицательные), а скорее, об удачности – неудачности действия, желаемости – нежелаемости роли. Ребенок испытывает радость или огорчение в зависимости от результата действия. В процессе игры собственные действия не воспринимаются с той эмоциональностью, с какой это происходит вне игровой действительности. То, что в игре может быть негативно воспринято сейчас, получит другую оценку с изменением сюжетного хода или ролевого действия. В реальном же мире событийность воспринимается достаточно однозначно. Вообще, увлеченный игрой ребенок воспринимает внешний мир как черно-белый. И лишь значительно позже вместе с усложнением игры и постепенным ее вливанием в существующую действительность (феномен стирания границ) происходит расцвечивание мира теми красками, которые ранее существовали только в игре. В игре ребенок учится анализировать собственные действия и действия других участников игры. Нам же, взрослым, игра дает возможность анализировать эти действия вместе с ребенком и таким путем воздействовать на него.

Чуть позже пяти лет в детской игре начинает доминировать понятие «роль». Это понятие не просто видоизменяет игру, многократно усложняя ее, но и создает принципиально новую сетку-систему отношений ребенка с миром взрослых, сверстников и с самим собой.