Когда родители теряют авторитет

Кто главный?

Конечно, это риторический вопрос. Мы все знаем, что главными должны быть мы. Быть главным означает, что именно мы, родители, принимаем решения в семье. Мы решаем, какой образ жизни будет у нашей семьи, какие привычки, правила, ежедневные обязанности и традиции. Наши дети помогают нам, но именно мы принимаем решения, потому что у нас есть необходимый опыт, зрелость и мудрость, чтобы сделать правильный выбор.

Опасность того, что мы делаем вместо наших детей то, что они могут сделать сами, и оказываемся в роли бесплатной прислуги, заключается в том, что они перестают нас уважать. Они могут начать указывать нам, потому что им кажется, будто бы это наша работа - делать что-то для них. Такая смена ролей может произойти очень быстро, и тогда уже ваш ребенок станет главным.

Во многих семьях родители невольно позволяют детям быть главными. В качестве примера представим ситуацию, в которой вы и ваш партнер, если у вас он есть, решили, что ваш ребенок должен ложиться спать с включенным светом и засыпать к восьми часам, так как вы знаете, что это лучше для его здоровья, его настроения, а также и для вашего спокойствия. Но чаще, чем хотелось бы, из-за проволочек, которые ваш ребенок провоцирует перед сном, он успокаивается ближе к половине девятого или даже к девяти часам вечера. Кто же главный в этой ситуации? Конечно, главный - ваш ребенок, потому что его цель - лечь спать как можно позже, и он достигает своей цели. А вы своей цели не достигаете. Таким образом, быть главным означает принимать решения и доводить выполнение этих решений до конца.

Если подобная ситуация вам знакома, тогда вам может стать интересно: «Как же я могу заставить его лечь спать в восемь часов, если он отказывается или не готовится ко сну?» И, конечно, ситуации, в которых родители не главные, не обязательно имеют отношение к укладыванию спать. Это могут быть проволочки с выполнением домашнего задания; это может быть нежелание убирать игрушки; отказ от еды, которую вы приготовили; просьбы купить сладости каждый раз, когда вы идете в магазин. Вопрос всегда один и тот же: «Как мне заставить детей делать то, что я хочу?»

Ответ заключается в том, что мы не можем физически заставить наших детей выполнить многое, хотя в состоянии физически не давать им делать некоторые вещи, по крайней мере, пока они малы. Мы не можем полностью контролировать то, что делает кто-то другой, в частности наш ребенок. Чем чаще мы пытаемся заставить его делать все по-нашему, тем чаще мы раздражаем его, заставляем возмущаться и сопротивляться нам.

Как повлиять на ребенка

Но мы можем повлиять на ребенка. Оказывать влияние означает воздействовать на детей таким образом, чтобы они захотели делать все так, как мы считаем нужным. Когда мы сосредоточены на контроле, мы расстраиваемся, если что-то происходит не так, как, по нашему мнению, должно происходить. Но когда мы просто оказываем влияние, мы остаемся спокойными и более позитивными, так как знаем, что у нас есть стратегии, с помощью которых мы со временем прививаем нашим детям лучшие привычки. Конечно, мы не можем знать заранее, сколько времени потребуется, чтобы привить хорошие привычки, но знаем, что мы не сдадимся, пока это не случится, рано или поздно.