Как происходит формирование связной речи у детей | Толкование слов ребенка

С самого рождения ребенок начинает общаться с окружающим миром.

Вначале его общение производится в виде обычного крика. Мамы зачастую думают, что малыш плачет, но в первый месяц после рождения дети просто кричат, привлекая к себе внимание: когда хотят покушать, когда подгузник мокрый, когда никого нет рядом. Таким образом, он просто зовет маму и просит о помощи.

Из этой статьи вы узнаете, как происходит формирование связной речи у детей и что такое толкование слов ребенка..

Как происходит формирование связной речи у детей?

Как различать речь ребенка до года?

Со второго месяца жизни кроха пытается улыбаться, он реагирует на обращение к нему, пытается ответить, щурит глазки, меняет выражение лица. Речь ребенка до года (особенно в первые месяцы жизни) может не включать ни одного слова, но мама поймет. Для нее она будет связной.

С третьего месяца малыш уже выдает гудящие звуки, агукает, улыбается. Он также общается с помощью мимики, машет ручками, иногда заостряет внимание на каком-либо предмете. В это время дети реагируют на погремушки, пытаются взять игрушку в ручку.

В четыре месяца ребенок уже может удерживать предметы в руке, играет с мамой. Но главная радость для мамы – это то, что ее малыш умеет громко смеяться. При общении с крохой обязательно нужно смотреть ему в глаза, зрительный контакт очень важен, так как ребенок понимает, что обращаются именно к нему.

В пять-шесть месяцев ребенок пытается самостоятельно сидеть. Теперь ему лучше видно все предметы в комнате, малыш внимательно разглядывает все вокруг себя. Иногда дети как бы разговаривают с понравившимися им предметами, например, с красивой шторкой на окне. Кроха пытается что-то произнести и создается впечатление, что он прямо таки доказывает понравившемуся предмету свою правоту.

Более понятной и связной речь ребенка до года стает уже к девяти месяцам. Но не стоит забывать, что каждый ребенок – это отдельный характер и личность. Так, одни дети в девять месяцев уже практически имеют связную речь, разговаривают (невыразительно, но все же разговаривают), а некоторые даже после года разговаривать не хотят. Это может быть следствием того, что малыш слегка ленив, или же недостаточного внимания родителей. При упущении родителями дети не разговаривают очень долго и в таком случае нужно обратиться к специалисту.

Не стоит лениться разговаривать с ребенком, даже, если кажется, что он не понимает. Малыш все понимает, только иногда не может ответить. Человек, который удостоился великого звания матери должен быть терпеливым по отношению к своему чаду. Именно мама – тот тренер, который отвечает за формирование связной речи у детей до года.

Толкование слов в детской речи

Прогнозирование значения слова (попытки объяснить, что значит незнакомое слово) путем сближения его с созвучными единицами – характерное проявление лингвокреативной (творческой) деятельности ребенка. Особенно ярко данная тенденция представлена в речи детей от трех до пяти лет.

В этом возрасте ребенок стремится уяснить для себя логику наименования, установить мостик между значением (содержанием слова) и его внешним обликом (звуковой формой слова). Дети не терпят «пустых» форм и пытаются придать им мотивированность, сближая незнакомое, непонятное слово с понятным, похожим на него по звучанию. Это приводит к появлению в речи ребенка так называемых семантических инноваций – использованию слов языка в необычных значениях.

Парадоксальность таких толкований объясняется тем, что они основаны на случайном звуковом сходстве и не обусловлены реальными смысловыми связями сближаемых слов. Такое толкование слов ребенка выступает чаще всего в виде детских вопросов-«гипотез», касающихся смысла непонятного слова: «В консерватории консервы делают?», «Тополь должен топать?», «Орел должен орать?» (четыре года).

Выведенное (установленное) таким образом значение ребенок, как правило, сопровождает пояснительным контекстом: «Мама, я знаю, почему того плохого дядьку звали полицейский». – «Почему?» – «Потому что он всех бил по лицу».

Способом подкрепления мотивировки слова может быть и частичное изменение его внешнего вида – уподобление сходному по звучанию понятному слову: «Это кто?» – «Сфинкс». – «А что этот свинск делает?» (незнакомое слово «сфинкс» частично приспосабливается ребенком к знакомому и близкому по звучанию слову «свинья»). «Мой папа освистент» (вместо «ассистент», по ассоциации с глаголом «свистеть»).

Как происходит толкование слов ребенком?

Творческая природа детских толкований заключается в том, что ребенок придает непонятному для него слову мотивированную (понятную) форму, в чем проявляется сложное взаимодействие его понятийного и речевого опыта. Творение нового (собственного) смысла в рамках готовой языковой формы происходит при опоре ребенка на созвучные слова, в какой-то степени содержательно освоенные. При этом звуковая оболочка слова «расчленяется» на знакомые элементы; интуитивно ребенок ищет в слове самую информативную часть – корень; в качестве такого корня может выступать любая «общая» (сходная по звучанию) часть в составе сближаемых слов, которая для ребенка является носителем определенного значения и служит средством объяснения непонятного слова через понятное. Например: «Ртуть... Это, наверное, что-то для рта?», «Нечаянно – это, что ли, без чая?»

Иногда дети случайно угадывают действительное родство (общность корня) созвучных слов, но объяснение их смысловой связи носит также парадоксальный характер. Например: «Деревня – где деревьев много?» (три года); «Аулитка, что ли, с пчелками в улье живет?» (четыре года); «Олеся, со стола хлеб ртом не берут. Ты же не животное!» – «Нет, животное. Вот какой у меня живот» (пять лет); «Начальная школа – это где начальники учатся?» и т. п. Во всех приведенных примерах сближаемые слова действительно были когда-то связаны по смыслу (так, слово «деревня» означало «место, очищенное от деревьев», слово «животное» было связано с «живот» в значении «жизнь» и т. п.), однако в настоящее время (в современном русском языке) эти слова уже не соотносятся по значению.

Такие парадоксальные толкования отражают характерные особенности усвоения значений слов детьми трех – пяти лет. В этом возрасте важнейшей особенностью речи ребенка является то, что она отражает ситуативный характер знаний. Воспринимая слово в речи взрослых, дети, как правило, вычленяют его смысл в опоре на конкретную ситуацию употребления. Приведем несколько высказываний, в которых отчетливо просматривается данная особенность детской речи: «Мама, я знаю, почему говорят шальная погода. Это когда тети шали надевают» (четыре года); или, увидев, как кошка пьет молоко: «Я тоже хочу молочка». Мать: «Нет молочка, оно скислось». – «Его киска съела?» (три года); «Что ты такая невеселая?» – «Мама напоила меня чаем с грусничным вареньем» (пять лет).

Общение со взрослыми и расширение собственной речевой практики приводит ребенка к постепенному усвоению «индекса типичности» каждого слова (значение слова освобождается от конкретной ситуативной привязки).

Буквализм

Еще одной особенностью детской речи младшего дошкольника и причиной парадоксального толкования готовых слов является буквализм детского восприятия значений слов и выражений. Конкретно-наглядное мышление ребенка сориентировано на предметные «эталоны» восприятия, слово является для него во многом неотъемлемой частью самого предмета, точнее, какого-то известного ребенку свойства обозначаемого: «Почему папа говорит, что я прохвост? Никакого хвоста у меня нету!» (четыре года). «Какой дедушка мерзавец, все время мерзнет» (четыре года); «А гусь лапчатый в лаптях?» (пять лет).

«Само обилие детских вопросов, – отмечает В. К. Харченко, – свидетельствует не только о желании ребенка установить постоянный, надежный канал связи, контакт с миром взрослых. Детские вопросы – это снятие противоречий между полученной и получаемой информацией. Исследование детской речи показывает, что так называемое накопление информации есть не что иное, как неизбежная, обширная, длительная, порой болезненная ее перестройка».