Массаж и гимнастика новорожденного ребенка

Массаж и гимнастика способствуют закаливанию детского организма, повышают его устойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям. Гимнастику и массаж для новорожденных применяют детям строго индивидуально с учетом возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Массаж и гимнастика новорожденного

Когда начинать массаж и гимнастику для ребенка?

Массаж обычно предшествует гимнастическим упражнениям. Например, поглаживание как один из элементов массажа у здоровых детей применяют уже с 3-4 недельного возраста, а гимнастику начинают с 1 месячного возраста. Систематическое применение массажа и гимнастики оказывает положительное влияние на развитие мышечной системы, кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ, способствует формированию правильной осанки и укреплению здоровья ребенка.

Однако, гимнастика и массаж не могут полностью удовлетворить потребность новорожденного ребенка в движениях. При длительном лежании у ребенка снижается устойчивость к изменениям внешней среды. Двигательная активность служит одним из источников положительных эмоций ребенка.

Массаж и гимнастика полезны и новорожденным детям с отклонениями в состоянии здоровья или физическом развитии. Таким детям массаж и гимнастика проводятся специалистами.

Противопоказаниями к массажу и гимнастике являются:

  • острые заболевания, сопровождающиеся повышением температуры;
  • гнойничковые и другие заболевания кожи;
  • заболевания подкожно-жировой клетчатки, лимфатических узлов, суставов и костей.

Массаж не рекомендуется:

  • при заболеваниях крови;
  • тяжелой степени гипотрофии и рахита;
  • при острых воспалительных процессах в печени и почках;
  • грыжах;
  • некомпенсированных врожденных пороках сердца.

У здорового ребенка противопоказаний к массажу и гимнастике нет, но при отрицательной реакции с его стороны необходимо временно отменить процедуры.

Грудные дети, которым систематически проводится массаж и гимнастика, к концу года отличаются лучшими показателями роста, массы тела, они реже болеют.

В связи с тем, что у грудных детей преобладают процессы возбуждения, у них целесообразно применять поглаживание и растирание слабой силы для оказания успокаивающего эффекта. Во время массажа надо ласково разговаривать с ребенком, поддерживая у него положительные эмоции и радостное настроение. Систематическими поглаживаниями можно добиться того, что легко возбудимый ребенок быстрее засыпает и спит спокойнее, дольше.

Растирание, похлопывание или легкое поколачивание способствует улучшению питания тканей, улучшает кровообращение в сосудах кожи.

Разминание повышает тонус и эластичность мышц.

Массаж и гимнастика детей до года

Как проводить гимнастику и массаж для новорожденных?

При проведении массажа и гимнастики необходимо соблюдать определенные условия: помещение должно быть хорошо проветрено, в первые месяцы жизни ребенка температура воздуха в комнате должна быть 22-24 °С, в дальнейшем - не менее 20 °С. Это способствует также закаливанию организма. Летом гимнастические упражнения выполняются при открытом окне или на свежем воздухе в тени в защищенном от ветра месте (при температуре не ниже 22 °С).

Продолжительность массажа и гимнастики для детей до года не должна превышать 10 минут.

Перед массажем грудного ребенка надо подмыть и полностью раздеть. Если по состоянию здоровья этого сделать нельзя, малыша оставляют в легкой одежде. Руки мамы должны быть сухими и теплыми, с коротко остриженными ногтями. Кольца, браслеты, часы снимают.

Массаж грудному малышу можно проводить как без применения дополнительных косметических средств, так и с использованием различных кремов, масел и присыпок (продающихся в аптеках, разумеется).

Однако, для детей до 3 месяцев использование косметических средств нежелательно для избегания раздражения нежной кожи ребенка.

Массаж ручек и ножек новорожденного

Положите малыша на спинку. Одной рукой удерживайте запястье массируемой ручки, другой легкими движениями поглаживайте ручку от кисти к плечу поочередно вначале внутреннюю поверхность, затем наружную. Помассируйте каждый пальчик руки без нажима. Повторите то же на другой ручке.

Принцип массажа ножек тот же. Предварительно сделайте поглаживание стопы: зафиксируйте левой рукой область голеностопного сустава, а правой проведите поглаживающие движения стоп малыша. Этот прием у малышей до 3 месяцев сочетайте с рефлекторным разгибанием пальчиков стопы. Количество поглаживаний на каждой конечности 3-5 раз.

Начиная с начала четвертого месяца жизни в комплекс массажа ручек и ножек можно включить растирание и разминание. После каждого растирания или разминания проводится поглаживание.

Массаж груди и живота новорожденного

По ходу межреберных промежутков от грудины к бокам большими пальцами обеих рук проведите поглаживающие движения 3-5 раз.

При массаже животика проведите 3- 5 раз круговые поглаживания по часовой стрелке ладонью правой руки.

Массаж спины новорожденного

1.

Поглаживание. Тыльной стороной сомкнутых пальцев поглаживание спины снизу вверх, начиная с ягодиц. 4 - 6 раз.

2.

Растирание. Тыльной стороной сомкнутых пальцев, их средними фалангами круговыми движениями вверх по спине, начиная с ягодиц. 2 - 3 раза.

3.

Поглаживание. Тыльной стороной сомкнутых пальцев поглаживание спины снизу вверх, начиная с ягодиц. 4 - 6 раз.

4.

Разминание. Костяшками сомкнутых пальцев проделать спиралеобразные движения снизу вверх по спине. 2 - 3 раза.

5.

Поглаживание. Тыльной стороной сомкнутых пальцев поглаживание спины снизу вверх, начиная с ягодиц. 4 - 6 раз.

У малышей до трех месяцев применяется только поглаживание. Остальные приемы массажа (растирание, разминание) можно использовать на четвертом месяце жизни малыша.

Хочется отметить, что положение на животе - это естественная поза ребенка первых месяцев жизни. В положении на животе происходит самоочищение дыхательных путей от слизи, улучшается деятельность сердца и кишечника. Поэтому необходимо почаще выкладывать малыша на живот и вне процедур массажа.

Идеально, если массаж новорожденного ребенка будет сочетаться с элементами гимнастики. Это повысит его эффективность.

Детская гимнастика детей до года

Гимнастика обуславливает разностороннее развитие двигательной активности, оказывает благотворное влияние на весь организм, но особенно на опорно-двигательный аппарат. Гимнастические упражнения для детей грудного возраста являются своеобразным биологическим стимулятором роста и одним из источников положительных эмоций.

Занятия гимнастикой следует проводить ежедневно в одни и те же часы, утром или после дневного сна, но не ранее чем через 30 минут после еды. Лучшее время для упражнений - второе бодрствование, спустя 40-50 минут после второго кормления. Ослабленному ребенку с отставанием в физическом и нервно-психическом развитии полезны занятия 2 раза в день.

Гимнастику лучше проводить в форме игры. В ходе занятия нужно ласково разговаривать с малышом, стараться вызвать у него улыбку, хорошее настроение, побуждать его к активности с помощью ярких игрушек. Если ребенок беспокоен, плачет, упражнения прекращают. Упражнения с ребенком проводят до кормления в хорошо проветренной комнате, при температуре воздуха не выше 20-22 °С и нормальной температуре тела ребенка. Длительность занятий не более 5 - 10 минут.

Гимнастика для детей до года основана на пассивных, рефлекторных и активных движениях.

Гимнастика для детей 1-3 месяца

Для детей первых трех месяцев проводят комплекс упражнений, основанный на рефлекторных движениях: рефлекторное ползание на животе; рефлекторное сгибание и разгибание пальцев, рефлекторное разгибание позвоночника, "парение" - отклонение головы назад, разгибание позвоночника и ног в тазобедренных суставах. Эти упражнения вызывают разгибание мышц, имеют важное значение в укреплении мышц спины, развитии важных структур нервной системы.

1.

Выкладывание на живот.

Для укрепления мышц спины и шеи уже в месячном возрасте ребенка выкладывают на живот на 2-3 минуты и добиваются, чтобы он поднимал и удерживал голову. Этот прием развивает умение держать голову. Положите малыша на живот на ровную, твердую поверхность, например, на стол, покрытый одеялом, или в индивидуальный манеж. При положении ребенка на животе взрослые поддерживают его ладонью на уровне нижней части грудной клетки и живота. Как только ребенок начинает опускать голову, выложите его на спину. Этот прием повторяют несколько раз в день. С этой же целью в возрасте 1,5 - 2 месяцев ребенка берите 2 - 3 раза в день на руки и немного подержите его в вертикальном положении. Такое положение способствует тренировке, развитию мышечной системы и удержанию головы.

2.

Рефлекторное разгибание позвоночника.

Положите малыша на бочок и аккуратно придерживайте его ножки. Свободной рукой, отступив от средней линии (то есть от самого позвоночника) на 1 см, проведите от крестца к шее - туловище малыша прогибается и образует дугу.

3.

Рефлекторное ползание.

Положите малыша на ровную твердую поверхность на животик. Согните ножки малыша в коленных суставах и отведите колени в сторону. Поставьте ладонь к стопам малыша. Как только малыш почувствует опору, он начнет отталкиваться от ваших ладоней и "ползти".

4.

Рефлекторное сгибание пальцев ног.

Нажмите большим пальцем свободной руки (одна рука держит ножку малыша в области голеностопного сустава) у основания пальцев подошвы стопы - пальчики стопы малыша согнутся.

5.

Рефлекторное разгибание пальцев стопы.

Проведите пальцем вдоль наружного края стопы от мизинца к пяточке - пальчики разогнутся. Повторите упражнения 4 и 5 на другой ножке.

6.

Рефлекторная ходьба.

Возьмите малыша в положение "под мышки". Дайте почувствовать пальчикам стопы опору твердой поверхности - малыш начинает делать движение ногами по типу "ходьбы".

Гимнастика для детей с 3 месяцев

С 3-х месяцев применяют упражнения пассивного характера. К этому времени уравновешивается тонус мышц сгибателей и разгибателей, появляются некоторые двигательные навыки. Упражнения: сгибание и разгибание ног, разведение и скрещивание рук на груди, сгибание и разгибание рук, разведение и вращение ног в тазобедренных суставах и поднимание прямых ног, поворот со спины на живот.

1.

Сгибание и разгибание ног.

Положите малыша на спинку. Возьмите голени малыша руками и осторожно согните в коленных суставах, приводя их к животу. Затем проделайте упражнение в обратном порядке. Повторите 3-5 раз.

2.

Разведение бедер.

Согните ножки малыша в коленных суставах и, поддерживая их руками в области этих суставов, полукруговыми движениями отведите правое бедро вправо и одновременно левое - влево.

3.

Поднимание рук.

Дайте для захвата ручками малыша большие пальцы ваших рук. После того как он их захватит, выпрямите ручки и поднимите вверх вдоль головы и обратно. Повторите 3-5 раз.

4.

Сгибание и разгибание рук.

Дайте для захвата ручками малыша большие пальцы ваших рук. После того как он их захватит, попытайтесь согнуть и разогнуть ручки малыша в локтевых суставах. Повторить 3-5 раз.

5.

Скрещивание рук.

Дайте для захвата ручками малыша большие пальцы ваших рук. После того как он их захватит, вытяните ручки малыша вперед, затем в стороны, затем скрестите на груди. Повторите 3-5 раз.

6.

Поворот со спины на живот.

Дайте большой палец левой руки для захвата левой ручкой ребенка. Правой рукой захватите обе ножки малыша, выпрямите их и мягко поверните направо, одновременно потягивая ручку ребенка вперед, заставляя его повернуть плечевой пояс и голову в ту сторону, куда вращаются нижние конечности. Затем повторите поворот в другую сторону.

Гимнастика для детей с 4-6 месяцев

С 4-6 месяцев пассивные движения в занятиях постепенно заменяют активными. В комплекс упражнений дополнительно к вышеуказанным пассивным упражнениям включают упражнения с кольцами:

1.

Ребенок приседает, держась за кольца;

2.

Переворачивается на живот, держась за кольца.

В комплекс упражнений включают: побуждение к ползанию (за игрушкой, размещенной на некотором расстоянии от малыша, лежащего на животе), доставание игрушки (которую держит взрослый на некотором расстоянии от ручек малыша).

Гимнастика для детей с 8-10-го месяца

К концу 8-10-го месяца малыша можно обучить к самостоятельным активным упражнениям: подниманиям рук вверх, отведениям их в стороны, повороты туловища при помощи побуждения малыша игрушкой, вставание при помощи поддержки, "ползание на четвереньках", ходьба при помощи рук взрослого. Все эти упражнения выполняются по мере освоения малышом соответствующих навыков: ползания, стояния.