Следите за нами: ВКонтакте Одноклассники Facebook Twitter RSS
MedMoon.ru - женский журнал о красоте и здоровье

Как развить у ребенка метапознание

Значение метапознания

Метапознание - способность отрешиться от ситуации и взглянуть на себя со стороны, увидеть, как вы решаете проблемы. Оно также включает самоконтроль и самооценку - вопросы самому себе «Как я поступаю?» или «Как я поступил?». Взрослые, обладающие этим навыком, могут оценить проблемную ситуацию, учесть разнообразную информацию и принять лучшее решение о дальнейших действиях, а впоследствии проанализировать свой поступок и найти другие варианты. Взрослые, у которых он недостаточно развит, могут пропускать или игнорировать важную информацию (в частности, намеки) и, как правило, принимают решение исходя из того, что им «кажется правильным», а не на основе тщательного анализа фактов. Если вы замечаете, что часто попадаете впросак, принимаете решения, о которых потом жалеете, и не всегда в состоянии разобраться, насколько успешны в своих начинаниях, вам не хватает именно этого навыка.

Как развить у ребенка метапознание?

Развитие метапознания у детей

Метапознание - сложный набор навыков, которые развиваются с первого года жизни, когда малыши пытаются организовать свой опыт, сортируя и классифицируя его, и начинают осознавать причинно-следственные связи. Эти навыки развиваются и в более позднем возрасте, когда порядок и ритуалы - механизмы, с помощью которых можно контролировать свой опыт - становятся важными для детей. В дошкольном возрасте акцент смещается с проб на усвоение. Дети начинают понимать, что у разных людей разный опыт восприятия, распознавать эмоции других людей и способны играть роль. Вскоре после этого, в 5-7 лет, дети осознают, что у разных людей разные мысли и чувства, могут давать элементарные толкования намерений (например, наказывают их за провинность или случайно). С 6 до 12 лет возможности метапознания резко возрастают. Дети не только глубже понимают собственные мысли, чувства и намерения, но и осознают, как другие могут истолковать их действия, идеи и эмоции. Вот почему дети в средней школе смущаются собственных действий, и вот почему для них настолько важно не выделяться из толпы. Подростки еще не знают, что если люди могут о них что-то подумать, то они не обязательно так подумают! К старшим классам, по мере накопления и систематизации ключевых блоков метапознания, дети научатся отстраняться и мыслить перспективно.

Наборы навыков метапознания

Существует два набора навыков метапознания, которые с вашей помощью может развить в себе ребенок. Один включает способность оценивать свою эффективность, например при выполнении домашних заданий или обязанностей по дому, и вносить коррективы. Второй - способность ребенка оценить социальные ситуации: как свое поведение, так и реакцию окружающих на него, а также поведение других.

Как ребенку развить навыки метапознания?

Чтобы помочь ребенку развить навыки, связанные с эффективностью при выполнении заданий, попробуйте следующие приемы:

1.

Хвалите за выполнение ключевых элементов задания. Например, если вы хотите научить ребенка четко решать задачи, хвалите его: «Мне понравилось, как ты положил кубики в коробку» или «Мне понравилось, что ты заглянула под кровать, чтобы проверить, нет ли там грязной одежды».

2.

Научите ребенка оценивать свою работу. Когда сын закончит домашнее задание по правописанию, вы можете спросить: «Как думаешь, ты хорошо справился? Тебе нравится, как выглядит задание в тетради?» Вы также можете дать небольшую подсказку о том, как улучшить задание. При этом желательно начинать с хорошего: «Ты составил хорошие предложения, но в некоторых слова написаны слишком близко друг к другу. Ты можешь попробовать прикладывать палец после слова и только потом писать следующее». Когда вы высказываете свое мнение или даете советы, повремените с осуждением: критика вызывает отторжение.

3.

Объясните ребенку, как должна выглядеть законченная работа. Если в обязанности сына входит выгрузка посуды из посудомоечной машины, опишите ему, что это значит (вся посуда расставлена на места). Вы даже можете записать это и повесить на видном месте, чтобы помочь ребенку запомнить процедуру.

4.

Научите ребенка задавать себе вопросы, сталкиваясь с проблемной ситуацией. Например: «Какую проблему мне надо решить?», «Каков мой план?», «Следую ли я плану?», «Как я справился?»

Чтобы помочь ребенку понимать социальные ситуации, примите следующие меры:

5.

Поиграйте в угадайку, чтобы научить ребенка разбираться в мимике. Многие дети, у которых не развит это навык, не умеют «читать» выражения лиц и понимать эмоции других. Игра в угадайку - хороший способ научить ребенка этому: оба родителя и ребенок меняют выражения лиц, и каждый угадывает, какие чувства пытается передать другой. Еще один способ - смотреть телевизионные передачи без звука и угадывать эмоции, глядя на мимику и язык тела (можно записать передачу, чтобы перематывать и просматривать фрагменты со звуком, проверяя свои предположения).

6.

Чтобы развить навыки метапознания, помогите детям понять, как изменение интонации меняет значение слов. Говорят, что при разговоре 55% информации считывается с лица, 38% по интонации, и только 7% содержат сами слова. Покажите ребенку варианты различных интонаций (подначивание, сарказм, нытье, злость), а затем попросите его определить интонации, которыми пользуются как он сам, так и другие люди.

7.

Расскажите о признаках, по которым можно выявить настоящие чувства человека, даже если он пытается скрыть их. Видны ли они (поджатые губы показывают злость; если человек вертит в руках какую-то вещь, вероятно, он волнуется)? Превратите обучение в детективную игру.

8.

Попросите ребенка определить, какие чувства у других людей могут вызвать его действия. Это научит его языку чувств и пониманию причинно-следственных связей.