Следите за нами: ВКонтакте Одноклассники Facebook Twitter RSS
MedMoon.ru - женский журнал о красоте и здоровье

Как работает описательная похвала

Описательная похвала - это когда вы замечаете и комментируете то, что ваш ребенок сделал правильно или просто хорошо, или отмечаете, что он не сделал ничего плохого. Для этого мы должны бросить все свои дела и обратить пристальное внимание на то, что делает или не делает ребенок. Приостановившись и уделив ему внимание, вы получаете время, которое можно потратить на передачу информации о наших конкретных предпочтениях, на то, чтобы дать ему понять, чего вы от него хотите и зачем.

Если ваш ребенок кушает без капризов, просто опишите, что именно вам нравится в его поведении: «Ты кушаешь и не ноешь, что еда тебе не нравится». Вы можете сказать: «Ты попробовал горох, какой ты храбрый», или «Ты даже не возмущаешься, что картофель лежит рядом с чечевицей». Это эффективный способ передачи ваших ценностей ребенку, например: нужно ценить еду вместо того, чтобы жаловаться на нее; попробовать то, что лежит в тарелке, даже если ребенок думает, что блюдо ему не понравится, и проще реагировать на то, что продукты в тарелке соприкасаются друг с другом.

Если ваши дети хорошо играют вместе, вы можете сказать: «Вы делитесь конструктором, и никто ничего не отбирает», или «Никто никого не дразнит», или «Целых десять минут вы спокойно сидели и рисовали, и никто из вас не пришел ко мне жаловаться». Подобная описательная похвала дает понять вашим детям, что делиться, быть внимательным и самостоятельно выстраивать отношения с братьями и сестрами - ценности, важные для вашей семьи.

Так как описательная похвала очень конкретна, с ней не поспоришь; это факт. Вы не делаете никаких высокопарных заявлений, которые можно проигнорировать или подвергнуть сомнению. Вы просто подробно описываете в каждой конкретной ситуации, что из поступков вашего ребенка вам нравится.

Может быть, он что-то сделал правильно, а может, не очень хорошо, но вы должны мотивировать его сделать лучше. Вы даже можете заметить и отметить, когда ваш ребенок просто не сделал ничего плохого.

Как описательная похвала помогает детям

Описательная похвала поможет вашим детям точно понять, что именно они должны и не должны делать. И детям больше не придется напрягаться, чтобы догадаться, что мы имеем в виду, когда говорим: «Веди себя хорошо!» Говоря детям конкретно, что они сделали хорошо (или чего не сделали плохо), описательная похвала подсказывает им, что они должны сделать, чтобы получить наше положительное внимание. Благодаря этому новому виду похвалы ваши дети увидят и услышат, много раз в день, что вы ими довольны. Это будет стимулировать их стараться делать то, что вы от них ожидаете. Описательная похвала доказывает детям, что они могут поступать правильно, потому что они только что так уже поступили. Таким образом, хорошее поведение будет проще повторить.

Вас может беспокоить, что ребенок привыкнет к похвале и будет себя хорошо вести только для того, чтобы получить одобрение родителей. К счастью, все происходит как раз наоборот. Сначала у детей появляется стимул поступать правильно, потому что они хотят угодить нам. Но чем чаще они слышат о том, что они поступают правильно, тем быстрее усваивают эти нормы поведения. Со временем они будут делать все правильно просто потому, что это правильно, и потому, что их совесть велит им это делать. Хорошее поведение станет привычкой.

По мере того как дети станут увереннее, потому что ведут себя правильно, они будут стремиться контролировать собственное поведение, руководствуясь здравым смыслом, и уже не будут вести себя импульсивно и вызывающе.

На примере этой истории можно убедиться, что наша естественная реакция на достижения ребенка - это слово «замечательно». Если же вы задумаетесь, что именно замечательно, и опишете это подробно, то ваш ребенок получит очень полезную информацию. У него возрастет уверенность в себе, которая приведет к мысли: «Как же хорошо я сделал этот тест; я смогу сделать это еще раз». Описательная похвала имеет смысл, но сначала ее использование может вызвать трудность. Мы не привыкли так разговаривать с детьми. Но это намного эффективнее, чем размытое и преувеличенное «блестяще» и «удивительно».

Описательная похвала помогла улучшить поведение Кати, также отметим, что Сара, прежде чем вернуться с ней в магазин, постаралась прояснить, как Катя должна себя вести.