Как работает «мозговой штурм»

В данном примере родители хотят улучшить манеры поведения своего ребенка за столом. Они не хотят, чтобы их сын, Джейми, выражал недовольство едой, которую ему подают, а также хотят, чтобы он оставался сидеть за столом, пока ему не разрешат встать.

Сначала мама села на пол, где Джейми играл, и немного поболтала с ним о том, что он делал. Потом она сказала:

Мама: Джейми, я хочу задать тебе несколько вопросов об ужине.

Расскажи мне, что ты должен делать во время ужина. Джейми: Я должен хорошо себя вести.

Мама: Я рада, что ты знаешь, что должен хорошо себя вести.

А что ты будешь делать, чтобы хорошо себя вести? Джейми (Долгая пауза): Я должен сидеть на стуле. И не говорить

«Фу».

Мама: Ты помнишь два из наших правил. Ты собираешься сидеть

за столом, пока что? Джейми: Пока я все не съем.

Мама: Нет. Ты должен сидеть за столом, пока мы с папой не скажем тебе, что ты можешь встать. Ты должен сидеть за столом пока мы с папой не скажем тебе что?

Джейми: Пока вы не скажете, что я могу встать.

Мама: Теперь я вижу, что ты знаешь это правило. А почему ты не будешь говорить «Фу»?

Джейми: Потому что... это тебя расстраивает?

Мама: Правильно. Ты не хочешь меня расстраивать. А что ты будешь делать, если в твоей тарелке еда, которую ты не хочешь кушать, вместо того, чтобы сказать «Фу»?

Джейми: Я просто оставлю ее и не скажу ничего.

Мама: Это будет вежливо. Так поступают взрослые. Ты становишься взрослее с каждым днем.

Описанный выше «мозговой штурм», который продолжался около минуты, привел к гораздо лучшему (хотя и не идеальному) поведению. За ужином в течение нескольких следующих дней оба родителя старались описательно хвалить Джейми за выполнение двух правил, о которых он говорил в этом «мозговом штурме». Они также описательно хвалили многие другие проявления хорошего поведения, которые не упоминались в «мозговом штурме», например, когда ребенок говорил слово «пожалуйста», пользовался салфеткой, а не рукавом, не перебивал, держал ноги под столом, ничего не выхватывал, сидел прямо. Родители сообщали, что во время последующих «мозговых штурмов» Джейми упоминал в качестве правил то, за что родители его описательно хвалили. Это пример того, как описательная похвала учит детей манерам поведения; нам больше не нужно читать им нотации или критиковать.

Вот еще один пример. Давайте предположим, что в вашей семье существует проблема с купанием. Ваша дочь любит плескаться в ванной, не обращая внимания на воду, которая выливается на пол. Понятное дело, чтобы меньше воды выплескивалось на пол, так и хочется сказать: «Перестань брызгаться», или «Ты зальешь весь пол», или «Если будешь брызгаться, вылезешь из ванной». Проблема в том, что вашему ребенку настолько весело, что он вас не слышит. И так как родители не выполняют большинство своих угроз, ребенок считает, что ничего не случится, если он проигнорирует ваше указание или выговор.

Если подобное поведение становится все чаще, то вы, скорее всего, предполагаете, что разбрызгивание воды и игнорирование ваших указаний повторится снова. Пора принимать меры! Как я говорила выше, если у вас есть постоянная проблема, то вам, возможно, придется проводить ежедневные «мозговые штурмы» для ее решения. Делайте два-три «мозговых штурма» на эту тему каждый день, в любое нейтральное время, задолго до купания.

Вы можете задать следующие вопросы во время «мозгового штурма»:

Когда ты находишься в ванной, где должна быть вода? Как сделать так, чтобы пол оставался сухим? Что произойдет, если вся вода останется в ванной? Если вода вылилась на пол, кто будет ее вытирать? Чем ты будешь вытирать воду с пола?

Если ваша дочь ответит на вопросы в течение шестидесяти секунд, она с большей вероятностью запомнит правила и будет готова сотрудничать с вами. И потом, перед принятием ванны, вы можете задать ей эти же или подобные вопросы снова. Возможно, вам покажется напрасным это повторение, но оно необходимо, если мы хотим максимизировать сотрудничество. Обратите внимание, что повторить правила должна именно ваша дочь, а не вы. Это приведет к тому, что важная информация сохранится в ее долгосрочной памяти. Но, если повторять будет родитель, как происходит во многих случаях, в долгосрочной памяти ребенка сохранится только одна мысль: «Мама зануда».

И не забывайте описательно хвалить вашу дочь каждый раз, когда она не расплескивает воду из ванной. Через несколько дней воды на полу станет значительно меньше, а через несколько недель вы вряд ли даже вспомните о том, что вода на полу в ванной была когда-то проблемой.