Применяйте ответное слушание каждый раз, когда...
✓ Вам кажется, что ваш ребенок испытывает сильные эмоции, такие как гнев, тревога, отчаяние, беспокойство и т. д., даже если при этом ребенок сопротивляется, дерется, обзывается и отказывается сотрудничать.
Вы вводите новое правило или восстанавливаете старое правило.
✓ У вас возникает желание переубедить, повторить, отругать, прочитать нотацию, исправить, пригрозить или накричать.
✓ Ваш ребенок плохо себя ведет, чтобы привлечь ваше внимание: жалуется, обвиняет, хвастается и т. д.
✓ Язык тела вашего ребенка и тон его голоса предупреждают вас о том, что он раздражен.
Теперь давайте рассмотрим несколько примеров того, как мы можем объединять эти три мощные стратегии: подготовительный этап, ответное слушание и описательную похвалу. Подготовительный этап и описательная похвала применяются, когда мы можем заранее к ним подготовиться, но в основе ответного слушания лежит наша ответная реакция, поэтому данный план действий будет отличаться.
Однако есть одна ситуация, когда мы можем играть активную роль в нашем ответном слушании, - ситуация установления нового правила или возобновления старого. Напоминаю, что ребенок будет негативно реагировать на правила, поэтому мы сразу должны быть готовы к ответному слушанию, даже тогда, когда рассказываем о новом правиле!
Пример: «мозговой штурм» для введения нового правила о домашних обязанностях
Вы (объясняете ребенку новое правило и ответно слушаете): Мы с мамой решили дать тебе новое задание. Это то, что раньше делали мы, и ты привык считать, что это не твоя работа. Начиная с этой субботы твоя обязанность - кормить кошек дважды в день.
Ваш ребенок: У меня и так много обязанностей!
Вы (соглашаетесь, ответно слушаете и задаете следующий вопрос «мозгового штурма»): Ты делаешь многое для себя, и тебе, вероятно, досадно, что мы добавляем еще одну обязанность. В чем заключается новое правило?
Ваш ребенок: Я должен кормить кошек.
Вы (описательная похвала, ответное слушание и следующий вопрос «мозгового штурма»): Вот именно. Вот ты и ответил мне, хотя, вероятно, и не хотел говорить. Почему, как ты думаешь, мы просим тебя нести ответственность за кошек?
Ваш ребенок: Потому что вы хотите заставить меня что-то делать.
Вы (ответное слушание): Возможно, это то, что ты чувствуешь.
А теперь сделай разумное предположение. Ваш ребенок: Чтобы помочь.
Вы (описательная похвала): Вот именно. Ты знаешь причину.
Примеры ответного слушания для реагирования на сильные эмоции
Пример: у девятилетнего ребенка во время занятий музыкой дома случаются приступы отчаяния
Ваш ребенок (плаксивым тоном): У меня не получается. Я играю
ужасно. У меня ничего не получается! Вы (ответно слушаете с чутким выражением лица): Мне кажется,
ты очень расстроена. Ты, наверное, думаешь, что никогда не
сыграешь эту секвенцию - но она только кажется слишком трудной.
Лицо девочки смягчается, и она перестает жаловаться или, возможно, даже плачет.
В этот момент очень помогает крепко обнять ребенка. Это поможет ей успокоиться. Как только она успокоится, вы сможете вместе провести «мозговой штурм» о том, как разбить сложную секвенцию на небольшие отрывки, чтобы сделать ее проще. Но когда девочка расстроена, она не в состоянии мыслить рационально. Ответное слушание поможет разрядить ее отчаяние и сделать шаги к решению проблемы. Естественной реакцией в этой ситуации было бы желание отвлечь свою дочь от ее очень реальных чувств. «Ты прекрасно играешь на пианино! Просто продолжай работать, и ты ее выучишь - я знаю, у тебя все получится!» Однако какой бы понятной ни была эта реакция, она не поможет вашему ребенку стать увереннее в себе и справиться с отчаянием!