Как применять «мозговой штурм», чтобы установить новое правило

1

Выберите любое нейтральное время и посидите с вашим ребенком минутку, как вы делаете во время «мозгового штурма», чтобы восстановить существующее правило.

2.

Начните «мозговой штурм» со слов: «Новое правило такое....» или с похожих слов. Вы можете сказать:

Мы с мамой придумали новое правило. Начиная с понедельника ты можешь включать телевизор или компьютер только после того, как выполнишь домашнее задание и мы его проверим.

Новое правило состоит в том, что с сегодняшнего дня папа будет читать тебе две сказки перед сном. Ты можешь заработать третью сказку на ночь, если будешь ложиться спать сразу, как я скажу.

Новое правило состоит в том, что каждый застилает свою постель перед завтраком, даже папа с мамой.

3.

Как только вы или ваш партнер объяснили новое правило, сделайте паузу! Подождите, пока ваш ребенок ответит. Он может сказать «Хорошо», весело улыбаясь. С одной стороны, его согласие естественно, потому что дети обычно чувствуют себя комфортнее, когда правила и домашние обязанности четко сформулированы. Это одна из причин, по которой многие дети лучше ведут себя в школе, чем дома. С другой стороны, ребенок может ответить позитивно, потому что на самом деле не верит, что что-либо изменится. Возможно, у вас уже были раньше правила, которые никто не выполнял, потому он не воспринимает это правило серьезно. Каковы бы ни были его внутренние мотивы, вы можете описательно похвалить его за то, что он воспринял новое правило спокойно.

Какая реакция может быть у ребенка

Ваш ребенок может вообще ничего не сказать и уставиться на вас в бешенстве, а возможно, попытается даже проигнорировать вас, демонстративно глядя в окно. Его молчание может быть попыткой отгородиться от новости, которая ему не по нраву. Или он может взбунтоваться. Или будет ждать, что вы начнете ругать его и читать нотации. Не делайте этого! Просто подождите, пока он вам ответит. А он ответит, если вы дадите ему время.

Первые несколько раз, когда вы будете проводить «мозговой штурм», ваш ребенок может возмущаться, злиться, спорить о новом правиле или даже кричать: «Это нечестно!» Не попадитесь на крючок и не начните спорить в ответ, читать нотации, ругать или нападать на него. Ваш ребенок имеет полное право выразить свои чувства. Самая полезная реакция - просто выслушать и признать его чувства: «Ты, возможно, злишься, что мы ввели это новое правило. Мы разрешали тебе смотреть телевизор до того, как ты сделаешь домашнее задание, и тебя это устраивало».

Ваш ребенок может попытаться договориться с вами и поторговаться. Не соглашайтесь! Проявите твердость своих убеждений. Придерживайтесь своего нового правила. Будьте настойчивы. Ваш ребенок знает, чего он хочет, но у вас есть опыт, зрелость и мудрость, чтобы решить, что для вашего ребенка лучше.

Ваш ребенок может стремительно выбежать из комнаты, хотя это происходит не так часто, как считают некоторые родители. Помните, что вы будете проводить «мозговой штурм» в нейтральное время, а не ругать ребенка за что-то, что он уже сделал не так. Поэтому, скорее всего, ваш ребенок будет охотно слушать и отвечать, особенно если вы в течение дня часто подчеркивали его хорошее поведение, используя описательную похвалу.

Но если ваш ребенок все-таки ушел, не бегите за ним. Скоро ему что-то понадобится. Дети всегда нас о чем-то спрашивают и что-то от нас хотят, пусть даже просто поболтать или сообщить нам, что они хотят получить в подарок на Рождество. Ваш ребенок может захотеть узнать, что будет на обед; он может захотеть, чтобы вы отвезли его домой к другу; он может попросить вас помочь отыскать туфельку Барби. Поэтому, когда ребенок придет к вам и попросит о чем-то, можете сказать: «Я с удовольствием поговорю об этом, как только ты ответишь на мои вопросы». В этот момент ваш ребенок начнет воспринимать вас серьезнее, потому что вы последовательны. Довольно скоро он откажется от своей мятежной тактики, потому что она больше не помогает ему соскочить с крючка.

Ваш ребенок может поинтересоваться, зачем вы придумали это новое правило. Воздержитесь от длительных объяснений. Большую часть времени, когда наши дети спрашивают «почему?», это не потому, что они хотят получить какую-то информацию. Это не более чем отвлекающий маневр или попытка найти слабое место, чтобы доказать свою правоту. Наши дети обычно знают или легко могут догадаться сами о причинах того, о чем мы их просим.

Вместо объяснения причин появления нового правила ответьте: «Это хороший вопрос. А ты сам как считаешь, почему мы вводим это новое правило?» Ваш ребенок может придумать разумный ответ, и в этом случае похвалите его, используя описательную похвалу: «Это правильный ответ, и мне даже не пришлось тебе ничего говорить. Ты сам знаешь почему». Однако, если ваш ребенок повторяет, что не знает причины появления нового правила, попросите, чтобы он сделал предположение.

Сначала он может отказаться делать разумное предположение. Это потому, что разумный ответ - первый шаг на пути к разумному поведению, а он хочет стать героем раздела «Родители хотят знать».

Вопрос: Мой двенадцатилетний ребенок жалуется, что его жизнь состоит из одних правил, правил и правил! Я не хочу, чтобы он вырос с такой же обидой, какая осталась у меня на моих родителей. Как сделать так, чтобы он не обижался на новые правила?

Ответ: В принципе дети редко имеют что-то против правил; на самом деле их расстраивает то, что родители сердятся, когда они забывают об этих правилах. Иногда их смущают и раздражают ситуации, когда родители непоследовательны в своих действиях. Давайте вспомним, что школа, спорт и внеклассные мероприятия полностью регламентированы правилами, и наши дети обычно принимают эти правила, преуспевают и веселятся в этой более жестко организованной среде. Большинство детей ведут себя лучше вне дома.

Чтобы помочь нашим детям воспринимать правила лучше, нужно щедро использовать описательную похвалу. Не забывайте замечать и отмечать каждый раз, когда ребенок поступает по правилам. Например:

Ты не забыл правило о компьютере. Ты выполнил домашнее задание и сделал всю работу по дому, прежде чем спросить, можно ли тебе сесть за него.

Ты помнишь правило о том, что нужно положить на колени салфетку перед тем, как сесть за стол.

Какой дружелюбный, уважительный тон! Ты знаешь правила вежливости.

Частое использование описательной похвалы поможет вам полностью изменить отношение вашего ребенка к правилам. Ваша власть больше не будет ему казаться чем-то, чему он должен противостоять с помощью непослушания.