Приемы, как научить ребенка убираться в комнате

Реально планируйте свой день

Если мы перескакиваем от одного занятия к другому, то беспорядок накапливается очень быстро. Решить проблему можно, выделив дополнительное время между выполнением каждого задания. Используйте это время, чтобы объяснить детям некоторые вещи.

Особое время

Мысль об уборке станет совсем угнетающей, если после нее придется сразу же ложиться спать. Организуйте подготовку ко сну таким образом, чтобы один из родителей проводил особое время с ребенком сразу же после уборки.

Дети охотнее складывают вещи, когда родители им помогают или даже просто составляют компанию. Вы можете превратить уборку в приятное занятие для вас и вашего ребенка. Представьте себе, что это особое время, - расслабьтесь, улыбайтесь, описательно хвалите, болтайте и смейтесь. Это может изменить отношение ребенка к уборке. Вас может удивить то, что я предлагаю вам разделить с ним уборку.

Да, это его работа, и мы хотим, чтобы он научился складывать вещи на место. Но стремление родителей помочь часто смягчает нежелание ребенка, которое возникает, потому что задание кажется ему слишком сложным или слишком долгим. Иногда дети считают, что раскладывать вещи по местам - это наказание, особенно если мы часто говорим им об этом раздраженным тоном.

Обратите внимание, что я не предлагаю вам помочь ребенку сложить свои вещи. Нет, ваш ребенок вполне способен сделать это сам - ему не нужна «помощь». Вместо этого слова я предлагаю употребить слово «делиться». Обычно дети слышат слово «делиться», когда они не хотят делиться с кем-то игрушками, едой и прочим. Поэтому само это понятие часто вызывает неприятные ассоциации у ребенка. Все начинает меняться, когда мы говорим что-то наподобие: «Я хочу разделить эту работу с тобой».

А если ребенок думает, будто это означает, что он может снова заняться игрой, а вы тем временем сделаете уборку за него, самый верный способ справиться с этим - демонстративно класть одну деталь «Лего», игрушку или цветной карандаш на место за каждую вещь, которую уберет ребенок.

Что вы можете описательно похвалить?

Описательная похвала является важной мотивационной стратегией. Ее применение помогает привить ребенку привычку убирать свои вещи на место, независимо от того, что ему необходимо сделать: положить ли игрушки и технику обратно в коробки, поместить ли грязную одежду в корзину для белья, разложить ли чистую одежду по своим ящикам, собрать школьный рюкзак или отнести чашки в раковину.

Ваша задача - видеть и отмечать каждый раз, когда ваш ребенок положит что-нибудь на место, или даже просто рядом с правильным местом, и делать это несколько раз в день.

Ты поднял свою куртку с пола.

(Хотя он бросил ее на стул, а не повесил на крючок.) Ты шел осторожно, чтобы не наступить на книгу. Ты переступил через нее.

(Даже если вам хочется, чтобы он поднял ее с пола и положил на стол.)

Спасибо, что поднял эту ложку. Вся обувь теперь в корзине для обуви!

Когда родители описательно хвалят эти маленькие шаги в правильном направлении, дети начинают видеть себя в новом свете. Они начинают видеть себя как человека, который кладет вещи на место, человека достаточно организованного. А раз они видят себя таковыми, тем сильнее они будут стремиться класть вещи на место сразу же, как только вы их попросите об этом. В конце концов это приведет к тому, что они будут класть вещи на место без напоминаний. Это не будет происходить каждый раз, потому что никто не совершенен, но вы заметите, что это случается все чаще и чаще.

Ниже приведены другие примеры описательной похвалы, которые вы можете использовать, чтобы мотивировать своих детей заботиться о своих вещах и класть вещи на место, когда они уже ими не пользуются.

Ты убираешь все игрушки на место и даже не возмущаешься, хотя малыш сбросил некоторые из них на пол. Ты подаешь хороший пример.

Ты не забыл сложить грязную одежду в корзину. Ты не оставил ничего на полу. Ты помогаешь поддерживать в доме порядок.

Я вижу, ты поставил пару игрушек обратно на полку. Эта комната уже выглядит намного лучше, а ведь уборка длится всего две минуты.

Ты поднял полотенце с пола, как только я тебя попросила. И ты развесил его аккуратно, так что теперь оно высохнет быстрее.