Следите за нами: Medmoon.ru в ВКонтакте Medmoon.ru в Одноклассники Medmoon.ru в Facebook Medmoon.ru в Twitter RSS Medmoon.ru
MedMoon.ru - женский журнал о красоте и здоровье
Рождение, развитие и воспитание детей » Здоровье детей » Болезни детей (по направлениям) » Глаза » Причины нарушения зрения у детей | Профилактика нарушений зрения у детей

Причины нарушения зрения у детей | Профилактика нарушений зрения у детей

Нарушения зрения у ребенка выражаются как в полной (слепота), так и в неполной (слабовидение) потере зрения, причем количество слабовидящих значительно больше, чем слепых.

Из этой статьи вы узнаете какими могут быть причины нарушения зрения у детей, а также о том, какая профилактика нарушений зрения у детей существует.

Причины нарушения зрения у детей

Основными причинами нарушения зрения у детей являются поражения зрительного нерва или соответствующих структур головного мозга. Часто у детей первого года жизни встречаются и нарушения деятельности хрусталика (катаракта).

  • Причины нарушений зрения могут быть наследственными.
  • Зрение ребенка может быть нарушено в результате инфекции дородового периода.
  • Ухудшение зрения может произойти и из-за особенностей развития малыша после рождения.

Главное, вовремя провести медицинское обследование.

По итогам обследования малышу может быть назначено медикаментозное лечение, направленное главным образом на улучшение питания сетчатки глаза. При недоразвитии зрительных центров головного мозга или нарушении проводимости зрительных нервов в ряде случаев, для предотвращения развития тяжелых дефектов зрения, может быть рекомендовано хирургическое вмешательство.

Косоглазие у детей - причины и лечение

Косоглазие наблюдается у детей с различными заболеваниями. Это не только недостаток внешности. При косоглазии часто нарушается одновременное восприятие объектов двумя глазами, что может оказать вредное влияние на психическое развитие малыша. То, что косоглазие часто сочетается со снижением остроты зрения, тоже заставляет родителей внимательнее приглядеться к своему ребенку.

От истинного косоглазия следует отличать косоглазие мнимое. Ложное впечатление о наличии косоглазия может создаваться, если ребенок имеет неправильные черты лица (несимметричное лицо). Поэтому правильный вывод по поводу косоглазия могут сделать после обследования только врач-невропатолог и окулист. Они же определяют методы лечения этого заболевания, включающие как хирургическое вмешательство, так и специальные тренировочные упражнения.

Профилактика нарушений зрения у детей

Для всех детей с отклонениями в развитии начиная с самого раннего возраста особенно важное значение имеет гигиена зрения. Известно, что любое общее заболевание, и в первую очередь детские инфекции (корь, скарлатина и др.), ослабляет детский организм вообще и органы зрения в частности. Такое ослабление зрения в периоды общего ухудшения здоровья ребенка требует при работе с малышом особого подхода к нему. В частности, рекомендуется избегать во время обострения заболеваний большой зрительной нагрузки: следует уменьшить мощность осветительных приборов, предложить более крупные игрушки, повесить шторы от прямого солнечного света, заменить разглядывание картинок рассказыванием сказок.

Гигиена зрения у детей

Если вы хотите сохранить зрение вашего малыша, соблюдайте общие гигиенические правила:

1.

Следите, чтобы игрушки и картинки не располагались на близком расстоянии от глаз, а рабочая поверхность их была хорошо освещена и располагалась перпендикулярно направлению взгляда.

2.

Чтобы избежать чрезмерной нагрузки на глаза ребенка, прикройте яркие источники света абажурами.

3.

Включите в рацион малыша продукты, богатые витамином А (морковь, сливочное масло, яичные желтки, печень).

4.

Оберегайте глаза ребенка от травм и инфекций, следите, чтобы малыш не ударялся головой о твердые предметы.

В качестве профилактики у ребенка со стойкими нарушениями зрения с самого раннего возраста необходимо активизировать деятельность всех остальных, кроме зрения, органов чувств (слуха, осязания), а также постоянно включать в работу остаточное зрение. С первых месяцев жизни малыша важно постоянно поддерживать с ним эмоциональный контакт, обогащать его опыт прикосновениями и ощущениями движения. Для профилактики нарушений зрения надо часто менять положение его тела, поглаживать, проводить гимнастику, привлекая внимание ребенка к возникающим при этом ощущениям. Ребенка с нарушениями зрения следует как можно раньше учить ощупывать различные предметы. Взрослые при этом обязательно должны называть эти предметы, чтобы образы предметов запечатлелись в памяти малыша.

Нарушение детского зрения

Рассмотрим, что собой представляют нарушения зрения у детей. Зрение является ведущим органом чувств человека. Поэтому в раннем детстве, когда у ребенка закладываются основы психики (социальной, общественной), нарушения зрительного восприятия окружающего мира могут привести к серьезным отклонениям в психическом развитии.

Обычно нарушения зрения обнаруживают при проведении соответствующих обследований. Но самим родителям следует проявить инициативу, если малыш:

  • не фиксирует яркие предметы и не следит за их перемещением;
  • подносит рисунки и игрушки для рассматривания близко к глазам;
  • не узнает хорошо знакомых людей до тех пор, пока они не подойдут совсем близко;
  • длительное время трет ручками глаза, которые от того краснеют и слезятся;
  • повредил глаз острым предметом;
  • сильно ударился головой и жалуется на плохое самочувствие.

Как предотвратить нарушение зрения?

Своевременное обращение к врачу и лечение нередко позволяют предотвратить стойкое нарушение зрения.

В раннем детстве распространенной причиной временного ухудшения зрения является общее ослабление здоровья ребенка. Инфекционные заболевания (корь, скарлатина, грипп), недостаток витаминов, заболевания внутренних органов - эти и некоторые другие причины приводят к ухудшению зрения. В этих случаях родителям не надо паниковать: своевременное и грамотное устранение таких причин приведет к нормализации зрения.

А пока зрение ребенка не восстановилось, вы должны предпринять следующее:

1.

Обеспечьте нормальное освещение «игрового поля» ребенка.

2.

Предоставьте в распоряжение малыша более крупные и более яркие, чем обычно, игрушки.

3.

Замените совместное рассматривание картинок в книжках устным разговорным общением (например, рассказыванием и обсуждением сказок).

4.

В летнее время с помощью солнцезащитных очков оберегайте глаза ребенка от прямых солнечных лучей. (Будьте внимательны при выборе солнцезащитных очков: компетентный совет может дать только врач, знающий проблемы ребенка. Ни в коем случае не покупайте первые попавшиеся солнцезащитные очки с лотка!)

5.

По рекомендации» детского окулиста используйте различные элементы глазной гимнастики.

Все эти мероприятия при временных ухудшениях зрения малыша не только помогают справиться с проблемой, но и способствуют дальнейшему полноценному психическому развитию ребенка.

Если нарушение зрения становится длительным и есть угроза его необратимости, то необходимо постоянное наблюдение за состоянием зрения со стороны детского окулиста. Специалист, оценив опасность и ее причины, предложит программу лечения.

Воспитание детей с нарушениями зрения

В воспитательной работе с малышом старайтесь активизировать деятельность остальных, кроме зрения, органов чувств. Это требование основывается на принципе информационной компенсации. Попробуем разобраться. Мозг ребенка для развития мышления нуждается в определенном объеме чувственной информации. При этом природа источника сигналов (от глаза по зрительному нерву или от уха по слуховому нерву) особой роли не играет. Важно только общее суммарное количество сигналов, поступающих в мозг. Основными компенсаторами недостатков зрения, как известно, являются слух, осязание и мышечное чувство.

1.

Малыша со стойкими нарушениями зрения учите, прежде всего, слушать. Предоставьте в его распоряжение «звучащие» игрушки и предметы. Во время занятий обязательно знакомьте ребенка с их названиями. Чаще, чем с обычными детьми, вступайте с ним в речевое общение по поводу звуков («громче - значит ближе») и их источников («слышишь, это едет машина»). Как можно больше разговаривайте с ребенком, рассказывайте о том, что происходит вокруг («прилетела синичка»), комментируйте его и свои действия («мама моет тарелку»), вместе слушайте и обсуждайте музыку («как громко играет труба!»).

При манипулировании слабовидящего ребенка предметами и игрушками давайте им «осязательную» характеристику. Так же как и при развитии слуха, соотносите объект с его словесным обозначением («это мишка, он мягкий»). Обогащайте осязательный опыт малыша, предоставляя в его исследовательское распоряжение разнообразные по качеству поверхности.

2.

Формирование обслуживающих навыков у слабовидящего ребенка сопровождается развитием его мышечного чувства. Поэтому обучение поднесению ложки ко рту уже само по себе является хорошей тренировкой. Но при этом не следует пренебрегать возможностями специальных занятий по развитию у слабовидящих детей ощущения собственного тела. Такие занятия проводятся в игровой форме («два притопа, три прихлопа»). Они обязательно сопровождаются речью взрослого, его речевыми инструкциями («подними руку еще выше»). Каждое упражнение должно иметь звуковое («молодец!») или осязательное (ласковое прикосновение) поощрение.

3.

Формируйте у малыша представление о строении тела. Дотрагиваясь до частей тела ребенка, называйте их («это ножка»). Возьмите малыша за руку и покажите, где эти части тела находятся у вас («это мамина голова»). Чтобы научить ребенка есть ложкой, возьмите его руку в свою и управляйте его движениями. Делайте это до тех пор, пока он не освоит нужные действия.

Причины потери зрения

Резкая полная потеря зрения в раннем детстве происходит, как правило, в результате серьезных черепно-мозговых травм или повреждений глаз. Ребенок данного возраста еще не может оценить степень опасности окружающих его предметов и явлений. Поэтому его безопасность полностью обеспечивается взрослыми.

Если у малыша происходит постепенное необратимое ухудшение зрения, которое определяется только специалистами, то остаточное видение необходимо использовать, прежде всего, для ускорения развития речи и мышления, для создания в памяти ребенка опорной системы зрительных образов и их словесных обозначений. Важно своевременно познакомить малыша с цветовой гаммой и ее особенностями (светло-зеленый, ярко-красный). Зрительные образы необходимо обязательно сочетать с осязательными и звуковыми впечатлениями («это кошка, она пушистая и мяукает»).

У вашего ребенка Нарушения зрения? Поделитесь!

Поля отмеченные * обязательны. HTML тэги отключены.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.