Следите за нами: Medmoon.ru в ВКонтакте Medmoon.ru в Одноклассники Medmoon.ru в Facebook Medmoon.ru в Twitter RSS Medmoon.ru
MedMoon.ru - женский журнал о красоте и здоровье

Какими должны быть родительские чувства?

Как отмечают Е. А. Сергиенко и Г. А. Виленская, привязанность младенца к матери формируется очень рано и проходит ряд стадий в своем развитии.

На начальной фазе - между восьмой и двенадцатой неделей - ребенок посылает сигналы, не адресованные к конкретному лицу.

В течение первого полугодия, в фазе становления привязанности, ребенок различает знакомых и незнакомых, предпочитая знакомых.

После шести месяцев, на стадии сформированной привязанности, ребенок предпринимает активные действия для достижения желаемой близости с матерью. У него формируется ее внутренний образ, и он начинает страдать при разлуке с матерью.

В дальнейшем были выделены разные типы привязанности ребенка - от безопасной до небезопасной привязанности.

Какими должны быть родительские чувства?

Как показали исследования, чувство привязанности ребенка на ранних этапах развития оказывает значительное влияние на последующее психическое развитие ребенка и успешность его социализации.

Дети, демонстрировавшие ранее безопасную привязанность к матери, в шестилетнем возрасте воспринимали себя в позитивном виде, были способны осознать отрицательные качества своей личности. Позитивные эмоции у них доминировали над негативными, они имели хорошие отношения со сверстниками, отличались меньшей агрессивностью и плаксивостью. Дети с небезопасной привязанностью (зависимостью) в этом же возрасте либо воспринимали себя как абсолютно совершенных, либо судили о себе весьма негативно.

Следует отметить, что односторонняя привязанность ребенка к одному из родителей свидетельствует о проблемах во взаимоотношениях ребенка с другим родителем. Дети, безопасно привязанные к обоим родителям, демонстрируют большую отзывчивость и более тесное взаимодействие с окружающими, чем те, кто был привязан только к одному из них. Дети же, небезопасно привязанные к обоим родителям, оказываются наименее коммуникабельными.

Завершая краткую характеристику взаимоотношений между матерью и ребенком и их роли в психическом развитии, остановимся еще на одном аспекте этого взаимодействия.

Мать и дитя

Исследованиями Р. Ж. Мухамедрахимова установлено, что в системе «мать - младенец» происходит взаимная подстройка матери и младенца. Установлены этапы этой подстройки. Им же показано, что психическое развитие младенца обусловлено индивидуальными особенностями матери, прежде всего особенностями ее эмоциональной жизни.

Итак, неоспорима роль родителей, их присутствие, уровень их личностной зрелости, равно как и зрелости взаимоотношений с ребенком во влиянии на весь ход психического развития малыша. Лишнее тому доказательство - результаты исследований негативного влияния недостаточного контакта матери с ребенком. Конечно, большинство родителей любят своих детей и делают, по их мнению, все от них зависящее, чтобы дети росли здоровыми и смогли оправдать их надежды.

Однако если любовь детей к своим родителям в раннем возрасте безусловна, родительские чувства нередко носят условный характер. Вопросы детей к родителям: «А ты меня любишь?» - это сигналы о неблагополучии в проявлении родительской любви. Это значит, что родители любят ребенка за что-то, например тогда, когда он оправдывает их ожидания или требования.

Любви нельзя научиться

Невозможно научить родителей любить ребенка. Никто не возьмется сказать, что такое настоящая родительская любовь. Наверное, это такая же безусловная любовь, какую испытывают дети к своим родителям. Она «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится и не бесчинствует, не раздражается и не ищет зла, не радуется неправде, а радуется истине, она все покрывает, всему верит и все переносит». Может, и мы, родители, сможем и будем так любить своих детей?

  • Чем вызвано утомление детей
  • Как не раздражаться на ребенка?

  • Когда начинать обучение новорожденного?
  • Причины стресса у детей