Как развить коммуникативность у детей

Формирование у детей навыков общения

Развитие общения у детей дошкольного возраста

Дети учатся разговаривать не посредством учебных занятий, а в ходе ежедневного языкового общения. Регулярно разговаривая со своим ребенком и слушая его, вы делаете очень много для развития его коммуникативных навыков. Любое место можно превратить в богатую языковыми явлениями окружающую среду.

Когда вы едете в автомобиле с малышом, используйте всевозможные объекты, которые вы видите по дороге, как предмет для начала разговора: «Посмотри на ту красную машину. Куда она, по-твоему, едет?»

Или: «Как ты думаешь, кто живет в том доме?» Находясь в банке, не упустите возможность развить коммуникативность у ребенка и познакомить его с новыми понятиями: депозитный чек, карточка банкомата, кассир, охранник и т. д. Неисчислимое количество новых слов можно узнать в супермаркете. Гуляя в парке, комментируйте происходящее вокруг: «Вот дядя катит коляску с малышом».

Или: «Смотри, какие сегодня пышные облака». В быту также имеется много возможностей для постижения вашим ребенком самых простых понятий, например предлогов «в» и «из», «под» и «над», прилагательных «мокрый» и «сухой» и т.д.

Как развить коммуникативность у детей?

1.

Используйте игры, требующие речевого общения. Игры на темы «Офис», «Самолет» и «Ресторан» предоставляют отличные возможности для различных диалогов. Если ребенок начинает запинаться, стимулируйте его своими вопросами. Например, если вы играете в «Ресторан» и ваше дитя исполняет роль официанта, можете спросить: «Что бы вы порекомендовали на ужин, официант? Цыпленка или отбивную?»

2.

Регулярно читайте ребенку вслух. Отличное средство для развития речевых навыков малыша - книжки с картинками. Позволяет не только обогатить словарный запас, но и понять различные языковые модели. Особенно полезны в этом отношении детские стишки, особенно те, в которые следует добавлять рифмующееся слово. Не ограничивайтесь простым прочтением слов. Выделяйте эмфатически слова с необычным звучанием и рифмы. Используйте картинки для обсуждения рассказа или сказки, изображенных в книге предметов. Например, попросите ребенка указать на котенка и пофантазируйте о том, что он будет делать, если вымокнет. Можете также попросить малыша придумать свои истории.

3.

Пойте песенки вместе. Пение - это веселый и необременительный способ отработки произношения новых слов и звуков. Песни с множеством повторов помогают развитию речевых способностей и расширению словарного запаса. Пусть вас не беспокоит возможное отсутствие своих вокальных способностей. Главное - чтобы вам обоим нравилось петь вместе. Старайтесь исполнять свою партию более высоким голосом, чтобы ребенку было легче подстраиваться под вас.

4.

Задавайте вопросы. Это отличный способ речевого развития, даже если малыш не всегда способен ответить. Допустим, ребенок говорит: «Я бросил мяч». Вместо простого подтверждения этого высказывания поинтересуйтесь: «Какой мяч ты бросил? Далеко ты его бросил? Какой был звук, когда он ударился о землю?» Но делайте это так, чтобы не оказывать давления на малыша. Цель - вовлечь ребенка в диалог, а не тестировать его способности.

5.

Будьте хорошим слушателем. Когда ваше дитя говорит вам что-то, очень важно, чтобы вы отнеслись к этому с полным вниманием. В такие моменты не стоит продолжать читать газету, смотреть телевизор, разговаривать с кем-то еще или отвечать: «Не сейчас. Поговоришь с мамочкой позже».

Если же малыш особенно взволнован по поводу своего сообщения и ему требуется ваше внимание, отложите все дела, присядьте, посмотрите ему в глаза и выслушайте все, что он попытается вам сказать. Однако в большинстве случаев достаточно будет дать ему понять, что вы слушаете его, продолжая заниматься своим делом. Например, если вы готовите ужин, а ваш ребенок вбегает и начинает что-то рассказывать, скажите ему, чтобы он продолжал, пока вы режете морковь.

Повышенное внимание к его рассказам может вызвать у него чувство высокомерия, он может забыть о том, что хотел рассказать. Во всяком случае, не перебивайте и не поправляйте его.

Рекомендации о развитии коммуникативности у ребенка

1.

Описывайте свои действия. Ребенок усваивает новые слова, ассоциируя их с непосредственным опытом. Рассказывая ему о своих действиях, вы даете ему возможность видеть то, о чем говорите. Например, когда ваш малыш принимает ванну, вы можете комментировать: «Теперь мы моем твою шейку... и твои плечики... и твою спинку... и твои коленки...» Одевая или раздевая его, вы приговариваете: «Сначала снимем носки... Снимем рубашку через голову... Застегни куртку... Завяжем шнурки на ботинках». Во время приготовления ужина возможны такие пояснения: «Сейчас я разрезаю морковь... А теперь перетираю картофель... Режу мясо на кусочки».

2.

Используйте более сложные предложения. Например, ребенок кричит: «Смотри! Кошка!» Вы можете прореагировать так: «Да, полосатая кошка. Хочешь погладить ее?» Формируя из простых высказываний малыша более сложные, вы помогаете ему обрести умение шире применять свои языковые познания.

3.

Установите определенное время для бесед. Пусть это будет специальное время для вас двоих, чтобы ребенок смог почувствовать всю ценность вашего ничем не отвлекаемого внимания. В разговоре следуйте его интересам вместо навязывания собственной темы. Детишки этого возраста говорят более непринужденно, когда высказывают собственные мысли. Да и для вас это хорошая возможность понять, чем занята детская головка.

4.

Не забывайте о языковых забавах. Язык не всегда должен быть «правильным» и понятным для усвоения. Глуповатые игры со словами, бессмысленные рифмы и всяческие каламбуры приносят малышам много радости, а также способствуют укреплению их здорового интереса к языку.

5.

Подбирайте игры, способствующие развитию речи. Магнитофоны, изготовленные специально для детей, могут использоваться для записи их рассказов и исполнения песенок. Прослушивание собственного голоса приносит ребенку много радости и побуждает его к дальнейшему совершенствованию речи.

Созданию воображаемых сценариев действий способствуют игры с наборами предметов по различным темам, например «скотный двор», «кухня», «кассовый аппарат», «холодильник с продуктами» и т. п. «Говорящие» книжки (электронные книжки, «читающие» тексты вслух) увеличивают для ребенка время «для чтения» и развивают у него навыки аудирования.