Чем является положительное подкрепление в воспитании ребенка?

В теории бихевиоризма подкреплением называется любое действие, которое увеличивает вероятность повторения того или иного типа поведения. Когда родители хотят побудить ребенка чаще повторять какой-то поступок, они используют положительное подкрепление. Большинство взрослых пользуются им довольно часто.

Логика положительного подкрепления совершенно очевидна: когда люди хотят побудить кого-нибудь чаще повторять тот или иной образец хорошего поведения, они увязывают это поведение с приятным последствием. Во многих семьях и рабочих коллективах положительное подкрепление стало привычным: «Какой прекрасный ужин! Было очень вкусно!» - говорит муж жене. От этого возрастает вероятность, что она будет стремиться повторить свой успех.

«Ты действительно хорошо поработал над сочинением. Задание было трудным, но ты блестяще с ним справился» говорит учитель. В результате ученик, по всей вероятности, и впредь будет трудиться, чтобы снова заслужить похвалу. В бизнесе в качестве поощрения используются премии за выполнение плановых показателей. В семье родители хлопают в ладоши малышу, сделавшему свой первый шаг, радуются каждому новому слову, которое научился читать их ребенок, и еще больше усиливают поощрение учителя, когда сын или дочь приносят отличную оценку. Каждый день люди используют положительные слова и поступки, чтобы подкрепить чье-то хорошее поведение и таким образом повысить вероятность его повторения в будущем.

Чем является положительное подкрепление в воспитании ребенка?

Психологи обычно различают два типа положительного подкрепления - моральное и материальное.

Моральное, или социальное, поощрение заключается в произнесении одобряющих слов или совершении физических действий, которые проявляются в хорошо знакомом и привычном нам виде. Похвала, комплимент, похлопывание по спине, рукопожатие, ласковое прикосновение - все это виды морального поощрения. Обычно эти действия совершаются в теплой и дружеской обстановке, что еще больше усиливает их эффективность. В результате моральное поощрение побуждает человека вновь повторять заслуживающее похвалы поведение. Многие люди довольно часто и вполне непринужденно используют меры морального поощрения и хорошо понимают, какое значение они имеют для подкрепления желательного поведения.

Однако в некоторых ситуациях одного только морального поощрения для этого недостаточно. Когда человеку требуется полностью изменить сложившиеся у него привычки - например, при приучении ребенка к горшку, - то, возможно, потребуются дополнительные, материальные меры поощрения.

Они заключаются в поощрении конкретными вещами, которые можно увидеть и пощупать (конфетами или игрушками), или событиями (поход в парк аттракционов). Родители часто испытывают смешанные или даже отрицательные чувства по поводу материального поощрения. Одни полагают, что это очень напоминает взятку, другие утверждают, что такой способ неэффективен. В зависимости от того, каким именно образом осуществляется материальное поощрение, обе эти точки зрения могут быть справедливыми. Материальное поощрение действительно может иметь характер деловой сделки, при которой хорошее поведение «покупается». Оно может также оказаться неэффективным в плане изменения поведения. Однако во многих случаях данный вид подкрепления приносит большую пользу, причем успех здесь обусловлен созданием системы с ясными целями и ее умелым применением.