Ответное слушание для чувствительных или невосприимчивых детей

Если у вашего ребенка сложный характер или особые потребности неврологической природы, вас может беспокоить то, как он будет реагировать, когда вы начнете применять эту новую методику. Ответное слушание работает вне зависимости от типа темперамента. Но вы можете заметить, что нужно внести некоторые изменения в процесс ответного слушания.

Нет сомнений, что воспитывать чувствительного или- восприимчивого ребенка сложнее. Вот несколько вопросов об ответном слушании, часто задаваемых родителями, дети которых более чувствительные, впечатлительные и легко расстраиваются.

Пример использования

Вот пример того, как ответное слушание помогло одной паре улучшить плохое поведение их чувствительной и чрезмерно впечатлительной дочери.

Хизер было тринадцать лет. Каждый день она жаловалась, что у нее больше ежедневных обязанностей по дому, чем у ее младших братьев и сестер. Еще ей не нравилось, что учителя скучные, что девочки в классе злые и обижают ее, что ее волосы вьющиеся, а она хотела бы прямые, что никто никогда ее не слушает и т. д.

Мать обычно реагировала на это либо ругая дочь за то, что она чувствует, либо игнорируя многочисленные жалобы, потому что то, что говорила Хизер, очень часто не соответствовало действительности. Но Хизер была неумолима, поэтому ей обычно удавалось добиться раздражения от матери. Отец, как правило, жалел Хизер. Он пытался компенсировать кажущееся безразличие матери, позволяя Хизер отступать от правил или давая ей маленькие привилегии. Мать и отец часто спорили, пытаясь найти лучший способ справиться с Хизер.

Поначалу матери трудно было поверить, что существует такая стратегия, которая может помочь ее впечатлительной и легко расстраивающейся дочери настроиться более позитивно. Но терять было нечего, поэтому мать решила, что в течение двух недель каждый раз, когда дочь будет жаловаться на что-то, она будет откладывать свои дела и ответно слушать ее несколько минут.

В первые дни было очень трудно, потому что Хизер начала жаловаться еще больше, как только увидела, что мать внимательно ее слушает. Но даже в этом случае мать обнаружила, что новая стратегия не требует дополнительного времени, поскольку ее прежние реакции приводили к долгим спорам. С ответным слушанием споры прекратились, потому что мать не пыталась убедить Хизер в ее неправоте.

Мать сознательно отложила свое раздражение в сторону, чтобы оставаться спокойной и чуткой. С практикой это стало легче делать. Иногда мать была уверена, что знает, что ее дочь чувствует себя недооцененной, завистливой, брошенной. В другой раз мать не имела понятия, что Хизер чувствовала, так что ей приходилось догадываться. Она была удивлена, обнаружив, что Хизер не возражала, когда догадка было неправильной. Хизер все равно ценила то, что ее мать слушала, а не ругала, не спорила и не отрицала ее чувства.

На первых порах отец был очень скептически настроен по отношению к ответному слушанию, он считал его слишком искусственным и надуманным, поэтому не желал применять его. Тем не менее задолго до того, как прошло две недели, он заметил, что атмосфера в доме стала намного лучше. Споров между матерью и дочерью стало меньше, Хизер стала более послушной и уже гораздо меньше жаловалась. Он также стал принимать участие в ответном слушании, и этот «единый фронт» привел к тому, что и родители перестали спорить друг с другом. В течение месяца родственники, учителя Хизер и даже некоторые соседи заметили, что Хизер не только повзрослела, но и стала счастливее.