Следите за нами: ВКонтакте Одноклассники Facebook Twitter RSS
MedMoon.ru - женский журнал о красоте и здоровье

Что значит отрицательное подкрепление в воспитании ребенка?

Термин "Отрицательное подкрепление" зачастую понимается неправильно, в том числе и психологами. его часто путают с наказанием, но между этими двумя понятиями существуют огромные различия. Самое главное отличие заключается в самом слове «подкрепление», которое подразумевает некие действия или средства, повышающие вероятность повторения желательного поведения. отрицательное подкрепление - это любое неприятное событие или стимул, действие которого можно прекратить или избежать, изменив поведение.

К сожалению, данный метод часто используется неправильно и приводит к совершенно противоположным результатам. когда отрицательное подкрепление применяется спонтанно, без продуманного плана, то обычно оно производит непредсказуемый эффект. родителям необходимо это учитывать, чтобы предотвратить негативные последствия.

Джим уже начал бояться раздраженных словесных перепалок, которые стали привычной частью их семейной жизни. Каждый раз все начиналось с того, что он просил Грега выключить телевизор и идти ужинать. За вежливой просьбой вскоре следовало: «Ну хватит, Грег. Сейчас же выключай телевизор», а затем: «Сколько раз тебе повторять? Я серьезно говорю: немедленно выключай телевизор, иначе пожалеешь!» И каждый вечер Грег игнорировал слова отца, пока тот не багровел и не начинал орать. лишь тогда мальчик выключал телевизор и молча садился за стол.

Демонстрируя послушание в тот момент, когда раздражение доходило до высшей точки, Грег осуществлял отрицательное подкрепление нарастающего отцовского гнева. как только Джим понял, что на самом деле ребенок управляет его поведением, он смог разорвать этот порочный круг и принять более эффективные меры дисциплинарного воздействия.

Что значит отрицательное подкрепление в воспитании ребенка?

Во многих семьях не родители, а, скорее, ребенок осуществляет отрицательное подкрепление и таким образом побуждает взрослых к повторению одних и тех же действий. нередки случаи, когда ребенок контролирует процесс развития конфронтации, упорно продолжая не слушаться и вынуждая родителей настойчиво повторять свои требования, которые с каждым разом звучат все громче и раздраженнее. лишь после многочисленных сердитых команд ребенок соглашается их выполнить. Упорствуя в своем непослушании вплоть до того момента, пока у родителей вконец не иссякнет терпение, он в действительности сам режиссирует этот повторяющийся сценарий. соглашаясь наконец выполнить требования родителей, он подкрепляет их гнев как средство воспитания.

В похожей ситуации может случиться и так, что кто-то из родителей отрицательно подкрепляет поведение ребенка. например, мать с дочерью ведут раздраженную словесную перепалку. Несмотря на то что тон требований становится все более гневным, дочь отказывается их выполнять. В конце концов мать устает и сдается. ничего не добившись, она таким образом подкрепляет плохое поведение ребенка. Это подталкивает дочь к тому, чтобы проявлять непослушание и впредь.

Плюс и минус

Случаи отрицательного подкрепления сложно обнаружить, не говоря уже о том, чтобы анализировать их. родителям, которые слишком часто раздраженно спорят с детьми, можно посоветовать рассмотреть эти ситуации в спокойной обстановке и определить, не является ли причиной постоянного непослушания детей отрицательное подкрепление. Осознав это, можно будет разорвать привычный цикл. отрицательное подкрепление может играть важную роль и в улучшении поведения детей в контексте применения метода «тихий угол».

В целом же обе формы подкрепления - как положительное, так и отрицательное - являются средствами воспитания дисциплины. Независимо от того, является реакция родителей на поведение детей хорошо спланированной и целенаправленной или спонтанной и необдуманной, она всегда приводит к какому-то результату. Опасность здесь заключается в том, что, раздражение и злоба могут непроизвольно породить деструктивное подкрепление. таким образом, родителям надо хорошо понимать концепции положительного и отрицательного подкрепления, чтобы извлекать из них пользу в ходе воспитания дисциплины у детей.