Каким должно быть отношение к ребенку в семье?

На приеме у психолога:

- Девочке уже почти три года, а она все время просится на ручки, тянется к груди, - жалуется мама.

- Расскажите, пожалуйста, как рос ваш ребенок. Как ее зовут?

- Ее зовут Ксюша. Как она росла? Обычно. Все по возрасту: первые слова, пошла... Врачи, вроде бы, ничего не замечали.

- Для нас было бы ценным поговорить о том, как лично вы относились к ребенку, как относился и относится папа, другие взрослые, как вы играете с Ксюшей.

- Ну, вы знаете, у нас с этим все в порядке. Ребенок желанный, даже долгожданный, мы можем удовлетворить любую просьбу Ксюшеньки, у нее дома целая гора игрушек есть. Бабушка ее любит, постоянно гостит у нас и играет с внучкой. Еще у мужа есть сестра, у нее детей нет, так она тоже очень любит играть с Ксюшенькой.

- Когда вы обратили внимание, что девочка ведет себя не совсем соответственно возрасту?

- Наверное, год назад, полтора.

- У вас были по этому поводу разговоры с членами вашей семьи?

- В принципе нет, она же еще очень маленькая. Это в детском садике нам рекомендовали сходить к психологу. Сказали, что она ведет себя совсем как маленькая.

- А если вы посмотрите на ребенка не как мама, а со стороны?

- Сложно ведь со стороны.

- Но можно.

- Она капризничает часто... постоянно на ручки просится... По-моему, она даже в речи чуть-чуть отстает. Картавит... Так вроде бы многие в ее возрасте картавят? Вот, самое главное - она капризничает часто. Чуть что не так - сразу истерика. Зашли вчера в «Детский мир». «Купи, - говорит, - вон ту игрушку». А у меня денег с собой не хватило. Так ведь мы ее едва от прилавка оттащили...

Ребенку, безусловно, нужны игрушки, но не любые, на которые он укажет пальцем, а те, которые необходимы ему по возрасту и для развития. Мы еще будем учиться говорить «нет», поговорим более подробно и с вами, и с другими взрослыми, но изменять поведение ребенка можно, лишь изменяя свое поведение. А для этого нам нужно проанализировать, что в вашем поведении и в поведении других взрослых привело к такой ситуации.

Излишняя опека опасна для очень маленьких детей тем, что она значительно замедляет их развитие. Дети, даже вырастая, продолжают ощущать себя маленькими, поскольку к ним относятся именно как к маленьким. Ведь младенец пока не критичен, его эмоциональный образ себя таков, какой создают взрослые своим отношением.

Каким должно быть отношение к ребенку в семье?

В общественном родительском сознании вопрос об избытке внимания - традиционно неоднозначный вопрос. А ведь речь идет о периоде младенчества и раннего детства, когда, казалось бы, сложно «переборщить» с вниманием: мама для того и имеет декретный отпуск, чтобы полностью посвящать себя ребенку. Тем более, очень сложно с критериями излишнего внимания. Малыш более позднего возраста может противиться излишнему вниманию взрослых (убегать от них, проявлять то чрезмерную плаксивость, то агрессию), но как увидеть, что мы слишком опекаем младенца?

Оказывается, ребенок раннего возраста тоже может нам говорить о том, что его интерес к нам на данный момент заканчивается. Фактически это проявляется так же, как и у взрослых. Обратите внимание на свои или чужие действия, когда вам не хочется общаться. Ведь мимика, движения тела - это значительно более древний язык, чем слова, поэтому слова порой бессильны и наши мысли выдает наше поведение, особенно взгляд, движение мышц лица, интонация голоса. Например, младенец, если не желает общаться, может закрывать глаза, нахмуривать личико, отворачиваться, плакать, отпускать от вас ручки. Таким образом, наблюдение за поведением ребенка позволит маме распределять свое внимание к нему.

Задание внимательной маме. Обратите внимание, при каких условиях ребенок стремится прекратить с вами контакт, как он сообщает вам об этом? Эти данные вы также можете записать в «Дневник внимательных родителей». УСИЛЕННАЯ ОПЕКА ТАК ЖЕ ОПАСНА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛЫША, КАК И ОСЛАБЛЕННОЕ ВНИМАНИЕ.

Cмех, так же, кстати, как и страдание, стимулирует ребенка быть инициатором установления контакта с матерью.

Эмоция страдания. Если интерес - наиболее часто испытываемая положительная эмоция, то страдание является столь же часто испытываемой отрицательной эмоцией. Первая причина возникновения страдания новорожденного - сам акт рождения. Известно, что новорожденные, помещенные в комнату с репродуктором, имитирующим биение сердца матери, быстрее прибавляют в весе и меньше кричат, чем в обычных палатах. Итак, отчуждение, будь оно физическое или психологическое, одна из основных и наиболее общих причин страдания ребенка.

Другой важной причиной страдания является неудача - реальная или воображаемая. Для младенца формами выражения страдания могут быть крик, плач, жалобные нотки в голосе, печальный вид и некоторые другие.

С точки зрения последующего личностного развития ребенка важно знать о последствиях социализации страданий. Выделяют несколько типов социализации, к которым могут прибегать родители и взрослые.

Один из них - это социализация страдания через наказание. Этот тип имеет место, когда родители выражают свое негативное отношение к страданию ребенка или даже наказывают его за это. К чему это может привести? Ребенок попадает в тупиковую ситуацию, у него нет возможности выразить свое страдание, его заставляют прибегать к притворству, изоляционизму, что вызывает апатию и усталость. Если же родители сочетают наказание с помощью в преодолении страдания, то ребенок со временем может достичь уверенности в себе.

Другой тип социализации - это поощрение проявления страданий у детей. Если родители при этом ограничиваются только ласковыми словами и сочувствием, то с возрастом это может привести к развитию инфантильности.

В то же время если родители борются с отрицательными раздражителями, то и у ребенка появляются более широкие возможности и в выражении страдания, и в борьбе с ним. Возрастает вероятность того, что он станет честным, готовым прийти на помощь, смелым и устойчивым к стрессам и жизненным невзгодам.

Наконец, нередко можно видеть, как родители целуют, обнимают, похлопывают своего плачущего ребенка, вместо того чтобы просто попытаться преодолеть страдание или хотя бы сделать понятной для ребенка его причину. Воспитанный таким образом ребенок вряд ли будет пытаться сам преодолеть страдание, скорее всего он будет искать успокоение в действиях, не связанных с причинами страдания, но как-то облегчающих его. Например, алкоголизм, наркомания и тому подобные замещающие действия.

О связи страдания с другими эмоциями

Иногда можно видеть равнодушие молодых матерей к плачущим младенцам: мол, поплачет и успокоится. Но если ребенок плачет, будучи оставлен один, то страдание может вызывать страх. Закрепление такой связи может привести к постоянному страху перед любой новой ситуацией и любой неопределенностью. В то же время связь между страданием и страхом может привести к потере смелости. Образуется цепочка: боль - страдание - страх. Ребенок начинает бояться любой ситуации, которая может привести к переживанию боли.

Если же родители выказывают свое презрение или безразличие к плачущему ребенку, то он начнет переживать чувство стыда всякий раз, когда захочется плакать. Таким образом, страдание становится возбудителем стыда, а это может сделать ребенка боязливым или застенчиво болезненным. Частое переживание страдания, связанного со стыдом, может воспитать неуверенность и даже презрение к самому себе.

О крике младенца

В разбираемом нами возрасте наиболее распространенной формой выражения страдания является крик. На первом году жизни различают три типа крика: «хочет спать», «хочет есть» и «мокрый». Матери распознают эти крики и в том случае, если взаимодействие с малышом осложнено его заболеванием. Вообще же матери лучше узнают плач ребенка, если между ними и детьми существуют благоприятные эмоциональные связи. В первом полугодии для крика характерна дифференциация форм и закрепление за ними постоянного значения. Во втором полугодии крик начинает утрачивать свое сигнальное значение. Вместе с тем усиливается роль улыбки как регулятора совместной деятельности ребенка и матери.

О динамике эмоциональной жизни младенца

Как нам уже известно, на первом месяце жизни преобладают отрицательные эмоции. Об их существовании мы узнаем в те короткие и редкие периоды бодрствования, которые перемежают сон новорожденного. На втором месяце жизни, в связи с увеличением длительности бодрствования и дальнейшим развитием анализаторов, возникают положительные эмоции, и постепенно они начинают преобладать над отрицательными, как по длительности, так и по количеству проявлений. Доминирование положительных эмоций в этот период связано с тем, что они побуждают ребенка к общению и вместе с тем являются средством общения младенца с людьми. При этом ребенок не просто улыбается: он реагирует на взрослого движениями всего тела - это его эмоциональная реакция. (О динамике развития говорилось выше.)

Интересно отметить, что в это же время, в возрасте двух-трех месяцев, у младенца легко заметить первые проявления эмпатии, то есть способности эмоционально откликаться на переживания матери. Ребенок откликается на ее отрицательные эмоциональные состояния - тревогу, страх - плачем, повышенным двигательным возбуждением или отказом от пищи. По-видимому, способность ребенка к столь раннему проявлению эмпатии обусловлена наличием у него врожденных механизмов распознавания эмоций других людей. Данные Хевиленда и Лелвики показывают, что уже десятинедельные младенцы реагируют на эмоциональное состояние матери своим эмоциональным состоянием.

Отрицательные эмоции в это время, от двух до шести месяцев, выполняют только функции оценки и побуждения, что не требует от них тонкой дифференциации. Они весьма примитивны, и малыш выражает их плачем, иногда переходящим в крик. Именно поэтому родителям нужно немедленно реагировать на них, потому что ребенку в этот момент действительно плохо: он либо голодный, либо у него что-то болит, либо ему холодно. Только со второго полугодия отрицательные эмоции начинают выполнять собственно коммуникативные функции, то есть становятся средством общения ребенка с людьми или предметами, что приводит к их интенсивной дифференциации. Поэтому во втором полугодии ребенок начинает проявлять эмоции страха, обиды, огорчения. Все сказанное свидетельствует о том, что эмоциональная жизнь ребенка самым тесным образом связана с родителями, характером их отношений со своим малышом. Будучи абсолютно зависимым от родителей в удовлетворении своих базовых потребностей, ребенок может сообщать о них взрослым только посредством эмоций. Другого способа коммуникации у него нет. Именно поэтому в первый год жизни ведущей деятельностью ребенка является непосредственно-эмоциональное общение.

Влияние эмоций взрослого на эмоции младенца. В первом полугодии младенцы эмоционально реагируют на любые формы внимания к ним взрослого. Интересно отметить, что на безразличие, проявляемое взрослым к ребенку, младенец реагирует уже в первом полугодии. Не случайно поэтому говорят, что худший вид оценки - это ее отсутствие.