Следите за нами: Medmoon.ru в ВКонтакте Medmoon.ru в Одноклассники Medmoon.ru в Facebook Medmoon.ru в Twitter RSS Medmoon.ru
MedMoon.ru - женский журнал о красоте и здоровье

Почему родители злятся?

Большинство родителей, с которыми я встречаюсь по работе, ощущают глубокую неудовлетворенность собой, замечая, как начинает нарастать раздражение, когда они сначала дают ребенку указания спокойным голосом, но в конце концов срываются на крик. Взрослые повторяют свои требования раз за разом, но дети отказываются им подчиняться. В конце концов родителей охватывает злость, они теряют контроль над собой, а иногда сознательно демонстрируют ребенку свой гнев, так как считают, что это единственный способ убедить его в серьезности своих намерений. В некоторых случаях вспышки гнева бывают такими интенсивными, что это пугает даже самих взрослых.

Каждый время от времени злится

Очевидно, это чувство у человека врожденное. Пока дети маленькие, родители помогают им «перепрограммировать» эту часть своего генетического наследия. К тому времени как ребята становятся взрослыми, они (за редким исключением) вполне в состоянии справляться с этой эмоцией.

Обычно причиной злости становится разочарование. Мы ожидаем какого-то события, но его не происходит или случается что-то совершенно противоположное. В этом случае у нас возникает раздражение.

Грудные дети сердятся, когда не получают того, чего хотят. Это первичная версия несбывшихся ожиданий. Если малыши проголодались, а их никто не кормит, они сердито кричат. Если дети устали, а возможности немедленно отдохнуть нет, то они обижаются вплоть до того, что буквально выходят из себя. Не имея возможности высказать свои чувства словами, они выражают их единственным доступным им способом: кричат, плачут, задерживают дыхание, сучат руками и ногами.

Когда дети немного подрастают, способы выражения их раздражения меняются, что свидетельствует об их возросшем контроле над своими моторными и вербальными навыками, но не над эмоциями. Чтобы выразить свою злость, они используют слова, а их удары руками и ногами становятся более целенаправленными. Малыши раздражаются очень быстро. Это является пережитком их до вербальной стадии развития, когда у них не было другого выбора, кроме как немедленно выразить свои эмоции. Однако теперь дети не просто плачут, а кричат, ругаются и кидаются различными предметами. Если ребенка вовремя не научить справляться с раздражением, то эта модель поведения может сохраниться у него на всю жизнь.

Школьников учат управлять своими эмоциями, однако в определенных условиях они могут демонстрировать агрессивную реакцию. Самые распространенные из таких условий - это усталость и голод, две основные потребности, которые могут по ассоциации вызвать реакцию, известную еще с младенчества. Однако в большинстве случаев ребята в таком возрасте уже понимают, что если они будут кричать, плакать, топать ногами, драться, то это может привести к нежелательному результату, если, конечно, подобное поведение не стало нормой в их взаимоотношениях с родителями. Вот здесь и возникает проблема: злость наталкивается на злость.

Почему родители злятся?

Обычно у них злость по отношению к собственному ребенку возникает быстрее, чем к чужим детям или взрослым, поскольку эмоциональная ставка здесь существенно выше. Родителей больше беспокоит поведение своего ребенка, поскольку они кровно заинтересованы в конечном результате, то есть в том, как сложится дальнейшая жизнь их сына или дочери.

Взрослые ожидают, что ребенок будет вести себя определенным образом. Они не привыкли к тому, что их просьбы игнорируются в других сферах жизни, поэтому их сильно задевает, когда ребенок не выполняет их требования, а тем более делает нечто совершенно противоположное. Когда дети не оправдывают ожиданий родителей, возникает ответная реакция, которая имеет тенденцию развиваться по спирали.

В таких ситуациях родители редко начинают сразу с демонстрации своего гнева. Они несколько раз повторяют свои требования, терпеливо и спокойно объясняют, почему нельзя себя так вести: «Если ты будешь кидаться игрушками, то можешь разбить телевизор. Тогда тебе нечего будет смотреть», «Не бери у сестры игрушки без спросу. Это не твое. Ты ведь не хочешь, чтобы она брала твои игрушки, поэтому и ее не трогай», «Не дергай собаку за хвост, ей же больно. Тебе ведь тоже бывает больно, правда?».

Однако очень часто разъяснения родителей не достигают желаемой цели, и тогда разговор переходит на другой уровень. Тон беседы становится строже и порой приобретает ультимативный характер: «Сколько раз тебе говорить, чтобы ты не кидался игрушками? Не смей этого больше делать!», «Если ты еще раз бросишь игрушку, я ее отберу у тебя!» или даже «Если еще раз бросишь игрушку, я ее заберу и ты ее больше никогда не получишь!».

В конце концов, когда и эти слова не достигают цели, в родителях закипает злость. Они пускают в ход угрозы, которые, скорее всего, никогда не будут исполнены: «Если еще раз так сделаешь, то больше никогда не будешь смотреть телевизор!» Они кричат, ругаются и даже доходят до физических мер воздействия: трясут ребенка, дергают его и даже бьют. Разумеется, успокоившись, они глубоко сожалеют о случившемся.

И для детей, и для родителей такие вспышки раздражительности зачастую являются привычным стилем общения, который укореняется с каждым новым повторением. Данный сценарий повторяется раз за разом: ребенок не слушается, родители делают ему замечание, ребенок не обращает на это внимания, родители постепенно повышают голос, ребенок по-прежнему игнорирует их слова, и в конце концов кто-то из родителей взрывается. Если они находятся в состоянии стресса, то спусковой механизм срабатывает еще быстрее, а подобные эпизоды происходят все чаще. Такая модель никого не устраивает, к тому же она абсолютно неэффективна.