Приемы массажа детей | Правила проведения массажа

Приемы массажа детей

Поглаживание - прием массажа детей

Поглаживание выполняется в начале любого сеанса массажа и проводится в целях подготовки массируемой области к другим элементам и приемам массажа. Оно активизирует кровообращение и тем самым улучшает кровоснабжение тканей и органов, успокаивает нервную систему, вызывает расслабление мышц, помогает снять боль. Этот прием массажа состоит в том, что массирующая рука скользит по коже и, не сдвигая ее в складку, производит различной степени надавливание. Оно может быть поверхностным и глубоким - в зависимости от степени давления руки массажиста на тело.

Поверхностное, легкое поглаживание это основные приемы массажа для детей, оно оказывает успокаивающее влияние на нервную систему, способствует расслаблению мышц, улучшает питание кожи. Глубокое поглаживание стимулирует лимфо- и веноотток, активно влияет на кровообращение, усиливает обмен веществ, что повышает аппетит, увеличивает массу тела ребенка. Поглаживание особенно показано при гипотрофии. Поглаживанием начинают и заканчивают процедуру, повторяя прием 3-5 раз подряд.

Как выполнить этот прием массажа? Выполняют поглаживание медленно, ритмично. В начале приема давление на ткани небольшое, в середине его усиливают и снижают в конце приема. Производить поглаживание нужно ладонью или тыльной поверхностью кисти по направлению лимфотока к ближайшим лимфатическим узлам. На нижних конечностях движения выполняются от стопы к паху, на верхних - от кисти к подмышечным впадинам. Выполнять поглаживание нужно медленно, плавными и легкими движениями, слегка надавливая на массируемую поверхность.

Растирание - прием массажа детей

Правила проведения: растирание заключается в смещении или растяжении кожи вместе с подлежащими тканями в различных направлениях. Этот прием отличается от поглаживания тем, что применяют большую силу давления, рука не скользит по коже, а сдвигает ее, образуя впереди руки кожную складку, на больших поверхностях - в виде валика.

Растирание усиливает сократительную функцию мышц и повышает их тонус; его широко используют при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Прием массажа повторяют 2-4 раза. Растиранием подготавливают кожу к разминанию. Прием проводят медленнее, чем поглаживание, и в любых направлениях. Давление на ткани может быть все время одинаковым.

Растирание способствует расслаблению мышц, улучшает кровоснабжение и питание тканей. Кроме того, растирание успокаивающе действует на нервную систему ребенка. Оно оказывает положительное влияние не только на кожу и подкожные ткани, но и на мышцы, связки, сухожилия.

Как проводить этот прием массажа? Растирание при массаже ребенка первого года жизни следует производить подушечками пальцев прямолинейно и спиралевидно. После этих приемов можно выполнять пиление. При массировании руки и голени выполняется кольцевое растирание. Движения нужно производить быстро, с небольшим надавливанием. Пальцы при этом не скользят по поверхности кожи, а сдвигают ее.

При массаже ног применяют кольцевое растирание в направлении от стоп к животу. При выполнении приема большим и указательным пальцами обеих рук следует обхватить голень ребенка (руки располагают одна над другой) и производить кольцевые растирания до колена. Затем надо произвести растирание наружной поверхности бедра подушечками четырех пальцев.

Растирание подошвенной части стопы выполняют подушечкой большого пальца кругообразно. Кольцевое растирание рук следует производить таким же способом, как и растирание голени, двигаясь от запястья к плечу. Растирание спины, груди, живота, бедра нужно выполнять подушечками большого пальца или подушечками двух или четырех пальцев прямолинейно или спиралевидно.

Разминание - прием массажа детей

При разминании массируемую мышцу захватывают, приподнимают и оттягивают, сдавливают и как бы отжимают. Такое воздействие успокаивает нервную систему, активизирует крово- и лимфообращение, положительно влияет на суставы, связки и сухожилия, а также на мышцы, причем не только поверхностные, но и расположенные достаточно глубоко. Благотворно воздействует разминание и на дыхательную систему.

Перывистое и непрерывистое разминание

Различают прерывистое и непрерывистое разминание в продольном и поперечном направлениях, полукружно или спиралевидно, а также в восходящем и нисходящем направлениях. Воздействие должно быть глубоким, но совершенно безболезненным. Прием направлен главным образом на стимулирование глубоко расположенных тканей, что улучшает тонус мышц. Широко применяется при лечении рахита.

Как выполнять этот прием массажа? Разминание повторяют два раза - медленно, плавно, без рывков, энергично, но мягко и нежно. Следует постепенно, от процедуры к процедуре, увеличивать интенсивность воздействия. Нельзя применять разминание на задней поверхности шеи, внутренних поверхностях плеч и бедер, передней брюшной стенке, болезненной при запорах.

Щипцеобразное разминание

В детском массаже применяется щипцеобразное разминание или прием валяния. Шипцеобразное разминание производится тремя пальцами путем смещения кожи, причем указательный и средний пальцы должны находиться напротив большого. Такое разминание выполняется на длинных мышцах спины, располагающихся вдоль позвоночного столба. Движения должны быть направлены от поясницы к области шеи. Такими же приемами производится разминание ягодиц.

Можно выполнять разминание как одной, так и двумя руками, кругообразно или спиралевидно, производя движения только указательным и средним пальцами. Разминание ног проводится щипцеобразным разминанием или валянием. При щипцеобразном разминании надо положить ногу ребенка на ладонь, придерживая ее этой же рукой в нижнем участке голени.

Движения производят большим, указательным и средним пальцами, которыми нужно захватить мышцы, расположенные на наружной поверхности голени, и произвести круговые движения по направлению к бедру, а затем в обратную сторону. Захваченные ткани при этом должны смещаться в сторону большого пальца. Валяние производится обеими руками, при этом одну ладонь нужно положить на заднюю поверхность голени, а другую - на наружную. Ладони одновременно выполняют смещение ткани по часовой стрелке. Движения выполняют от стопы к бедру, затем обратно.

Вибрация - прием массажа детей

При этом виде массажа массируемые части тела приводят рукой в колебательные (дрожательные) движения с различной интенсивностью, частотой, скоростью и амплитудой. Вибрация оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка, улучшает обмен веществ в организме и обладает легким обезболивающим эффектом.

Правила проведения: в массаже детей первого года жизни следует применять только некоторые приемы вибрации - такие как потряхивание и встряхивание, а после 3-4 месяцев, когда нормализуется мышечный тонус, можно применять легкое поколачивание пальцами. Выполнять движения при вибрации следует мягко, быстро и ритмично. Различают непрерывистую и прерывистую вибрацию. При непрерывистой вибрации телу ребенка сообщают колебательные (дрожательные) движения, во время которых рука массажиста не отрывается от массируемого участка.

При прерывистой вибрации (похлопывание, поколачивание) на тело наносят одиночные, ритмично следующие друг за другом удары. Продолжительность давления на точку - 5-10 секунд, в местах выхода нервов - 1-5 секунд. После каждой вибрации необходимо выполнять поглаживание. На каждую точку можно воздействовать от 5 до 10 раз.

Поколачивание - прием массажа детей

Поколачивание выполняют одной или двумя руками. Движения могут быть направлены продольно и поперечно, зигзагообразно и по спирали. При массировании ребенка первого года жизни оно может производиться тыльной стороной слегка расставленных пальцев. При таком способе поколачивание будет мягким и безболезненным для ребенка. Можно выполнять этот прием тыльной стороной пальцев, согнутых в кулак.

Нельзя применять поколачивание, похлопывание поясничной и воротниковой областей. Необходимо проявлять осторожность, применяя эти приемы в межлопаточной области. Поколачивание проводят в течение 1-1,5 минуты между другими приемами (не более 2-3 раз в течение процедуры).

Потряхивание - прием массажа детей

Потряхивание выполняют при массаже груди: ладони нужно наложить на нижнюю часть грудной клетки ребенка, как бы обхватив ее, большие пальцы обеих рук должны находиться рядом. Встряхивание производится при массаже конечностей ребенка, а также во время выполнения упражнений для конечностей.

Правила проведения массажа

Местом для проведения занятий может быть любая твердая поверхность, лучше всего подходит стол для пеленания. Застелите его чистой пеленкой, под которую подложите клеенку и сложенное в два раза байковое одеяло. Расположить стол желательно так, чтобы была возможность подходить к ребенку с разных сторон. Проводят массаж в проветренном помещении при температуре воздуха не ниже 20 "С, грудным детям - не ниже 22 °С. После массажа детей раннего возраста следует одеть в теплое белье, и ребенок должен отдохнуть. Место для занятий должно быть хорошо освещено и расположено вдали от отопительных приборов и сквозняков.

Основные правила детского массажа

Для проведения массажа ребенку ваши руки должны быть идеально чистыми, сухими, мягкими и теплыми, с коротко остриженными ногтями. Часы, кольца и все прочие украшения на время проведения массажа следует снять. Одежда должна быть удобной и легкой, не стесняющей движений и оставляющей руки открытыми до локтей. Массаж не должен вызывать или усиливать болевые ощущения. Длительность процедуры - от 5-8 до 30 минут (в зависимости от возраста и количества охватываемых областей тела). На курс лечения назначают 10-15 процедур; при детском церебральном параличе, вялых парезах, сколиозе, кифозе - до 20-25 процедур, ежедневно или (чаще всего) через день.

Массаж и гимнастику следует проводить за 0,5-1 час до кормления или через 40-45 минут после него. Перед сном детей массировать нельзя. Массаж проводят ежедневно, всегда в одно и то же время, лучше в период второго бодрствования. Занятия должны доставлять малышу удовольствие и создавать хорошее настроение. Средняя продолжительность занятий - 5-12 минут. Каждый прием повторяют от 4 до 6 раз.

Общий массаж детям грудного возраста назначают в сочетании с физическими упражнениями через день, продолжительность занятий - не более 30 минут. Массаж эффективен при максимальном расслаблении мышц у ребенка. Перерыв между повторными курсами массажа определяют индивидуально, но он должен быть не менее 10-15 дней. Дозировка массажных приемов и интенсивность их выполнения должны нарастать постепенно.

Чего нельзя делать при массаже детей?

1.

При массаже у детей не следует пользоваться мазями, кремами.

2.

При жирной коже, повышенной потливости кожу ребенка припудривают тальком.

3.

При сухой коже у малыша массажист смазывает свои руки глицерином, растительным маслом (для грудных детей - прокипяченным), детским кремом или припудривает кожу ребенка тальком.

4.

Нельзя массировать подмышечную впадину, паховую область, пупок, соски, половые органы, внутреннюю поверхность бедер - во избежание проявления сексуальных рефлексов; у грудных детей, кроме того, запрещается массировать область печени и суставы.

Массаж груди, живота, спины, конечностей

Массаж груди, живота, спины, конечностей для усиления лимфо- и кровообращения, улучшения венозного оттока проводят по ходу лимфатических и кровеносных сосудов в направлении тока крови и лимфы.

Еще раз напомним эту схему:

  • на руках движения направляют от пальцев до подмышечной впадины;
  • на ногах - от пальцев до паховой области;
  • на груди - от грудины в обе стороны до подмышечной впадины;
  • в верхней и средней частях спины - от позвоночника до подмышечной впадины;
  • в пояснично-крестцовой области - в направлении к паховой области;
  • на шее, голове - вниз к подключичной области;
  • на животе движения направляют по часовой стрелке вокруг пупка и далее, расширяя, до боковой поверхности тела.

Детям в возрасте от полутора до трех месяцев можно рекомендовать комплекс, который состоит из приемов массажа (поглаживания) и активных движений, основанных на безусловных рефлексах.

Во втором полугодии удельный вес массажа снижается, зато увеличивается количество разнообразных физических упражнений. Удлиняется время занятий, усиливается нагрузка. Вводятся новые упражнения. Наиболее трудные для ребенка упражнения, требующие усилий, должны выполняться в середине комплекса, легкие упражнения и массаж - в начале и в конце его.