Что такое описательная похвала или как мотивировать детей

Описательная похвала - основная стратегия

За долгие годы работы с семьями я пришла к выводу, что описательная похвала является единственной мощной стратегией мотивации детей, побуждающей их сотрудничать и самосовершенствоваться. Научившись использовать этот новый навык, вы сможете изменить вашу семейную жизнь, улучшив поведение детей и скорректировав его таким образом, чтобы они сами стремились стать лучше. Как сказано выше, большинство родителей сомневаются в том, что описательная похвала может оказать значительное влияние на поведение их детей, потому что она кажется слишком простой, чтобы быть настолько эффективной. К счастью, вам не нужно верить мне на слово! Просто начните применять ее, и вы увидите результат!

Так что же такое описательная похвала? Все очень просто, описательная похвала - это когда вы замечаете, а затем намеренно акцентируете внимание на том, что сделал ваш ребенок и почему вам это понравилось. Как только вы освоите применение описательной похвалы, вы окажетесь на пути к более спокойной, легкой и счастливой семейной жизни.

Как мы обычно хвалим наших детей

Мы все слышали, что детей нужно часто хвалить, чтобы развить в них чувство собственного достоинства. Что вы обычно говорите, когда ребенок делает то, что вам нравится? Если вы такой же, как большинство родителей, с которыми я общалась, то вы, скорее всего, говорите что-то вроде «молодец!», или «отлично», или «прекрасно», или «блестяще». Вы надеетесь, что эта похвала поможет вашему ребенку стать более уверенным и почувствовать себя любимым, защищенным и особенным. Возможно, вы хотите, чтобы ваш ребенок попробовал себя в новом виде деятельности. Или вы хотите помочь ему стать более устойчивым и уверенным, чтобы он не опускал руки перед сложным заданием. Мы хвалим наших детей, чтобы побудить их стараться больше, чем они стараются. Мы говорим: «У тебя отлично получается!», «Ты такой умный!», «Продолжай в том же духе!», «Ничего себе, это потрясающе!».

Почему эта похвала не работает

Мы хвалим так, конечно же, с самыми благими намерениями, но такая преувеличенная похвала на самом деле не работает. Она слишком обобщенная, слишком расплывчатая и, честно говоря, слишком раздутая. Родители, как правило, машинально произносят: «Замечательно», «Потрясающе», «Это прекрасно», «Ты лучший». Но ребенок замечает, что при этом вы едва взглянули на рисунок, или на его стойку на руках, или на модель из конструктора. Он также замечает, что окружающие не разделяют эту точку зрения, не говорят ему, какой он замечательный и потрясающий, и он сам уже не особо верит этой преувеличенной похвале. Ребенок абсолютно справедливо приходит к выводу, что преувеличенная похвала не является истинной оценкой его поведения или работы, а просто выражает вашу любовь.

Что же в этом плохого? Конечно, мы хотим часто выражать свою любовь к детям, но давайте не будем делать это с помощью преувеличенной, а возможно, и незаслуженной похвалы, так как это приводит ребенка к сомнениям в истинности наших суждений и в нашей честности. Более того, когда мы преувеличенно расхваливаем незначительные усилия, ребенок может усомниться, верим ли мы в то, что он вообще может сделать лучше.

Современные исследования в области педагогической психологии, проведенные исследователем Кэрол Двек, позволили сделать вывод о том, что похвалы уму ребенка или результатам его работы дают обратный желаемому эффект: уменьшается не только мотивация, но и производительность. Эффективным же средством для повышения мотивации и готовности к решению новых задач является похвала за усилия и за то, что ребенок сделал, а не за способности, которые он не может контролировать (например, ум) или за конечный результат (который не всегда легко повторить).

И наконец, оценочная похвала является слишком обобщенной, потому не дает информации о том, что дети должны сделать в будущем, чтобы заслужить еще больше родительского признания и благодарности. Например, когда мы говорим: «Ты так хорошо кушаешь» или «Вы вместе так замечательно играете», наши дети недоумевают, что же именно нам нравится в том, как они кушают или играют вместе. Похвала должна стать средством обучения и показывать нашим детям, как нам нравится то, что они сделали. Тогда у них появится стимул сделать это снова. Те же утверждения, о которых мы упоминали выше, слишком расплывчаты для достижения этой цели.

Поэтому я буду просить вас избегать оценочной похвалы, таких слов, как «удивительно», «прекрасно», «здорово» и «потрясающе». Я познакомлю вас с новым видом похвалы, которая, как было доказано исследователями, гораздо эффективнее улучшает поведение вашего ребенка, его способности и уверенность в себе.