Советы по общению папы с ребенком

Часто малыш не любит играть с папой, которого видит реже, чем маму. Что в таком случае нужно делать папе?

Прежде всего это те действия, которые производит мама:

  • перепеленать нежно и ласково, разговаривая с ребенком или напевая песенку, которая нравится малышу;

  • покормить, не заставляя ребенка есть столько и так, как устраивает папу;

  • поиграть в те игры, которые устраивают малыша. Помните, что желание шумных игр у ребенка может не совпасть с папиным по времени;

  • все прочие манипуляции, обеспечивающие малышу здоровье и развитие по тому же принципу: удовлетворять потребности ребенка, а не свои. Ищите свои способы общения с ребенком. Иногда любящий папа может найти способы гораздо более эффективнее маминых, хотя бы потому, что проявление маминой любви постоянно, а папиной - в короткие часы общения с ребенком - концентрированно.

Есть еще одно правило для пап: не мучайте ребенка своей фантазией. Если он плачет, а вы знаете, что ему нужна только мама. Позовите маму. У сытых, выспавшихся, сухих, здоровых детей иногда бывает потребность именно в маме, ее запахе, тепле и пр. Такие моменты довольно редки, и мама будет вам благодарна, если вы научитесь отличать их от других, когда ребенок испытывает неудобства или просто капризничает. Тогда ваши фантазия и умение обращаться с малышом станут просто незаменимыми.

Начиная со второго полугодия младенец дифференцирует положительные и отрицательные эмоциональные состояния взрослого. Он чутко воспринимает переживания и радости родителей, к которым испытывает привязанность. В семь месяцев он уже может определить, какую эмоцию - счастье или страх - переживают мать или отец. На развитие этой способности у ребенка большое влияние оказывают характер и интенсивность его общения со взрослым. У детей, испытывающих дефицит общения, к примеру воспитывающихся в Домах ребенка, способность к дифференциации эмоциональных состояний взрослого формируется позже. Такие дети и во втором полугодии все еще положительно реагируют на негативные состояния и реакции взрослого человека, тогда как «семейные» в это время все ярче и разнообразнее проявляют отрицательные и амбивалентные (смешанные) эмоции: они обижаются, жалобно хнычут, сердятся, обнаруживают оттенки недоверия и смущения. Репертуар отрицательных эмоций сирот значительно беднее. В основном это проявления испуга, скованности и слабого недовольства. Таким образом, интенсивность общения взрослого с ребенком можно рассматривать как фактор развития эмоциональной сферы младенца.

В ходе общения взрослого с ребенком для последнего оказывается важным адресованность эмоций взрослого непосредственно к нему. Оказывается, что количество эмоций, проявляемых младенцем, больше при адресованных ему эмоциях взрослого, чем при неадресованных эмоциях. При этом расширяется и репертуар эмоций младенца.

Следует заметить, что в силу бессознательного характера психики младенца им легко усваивается бессознательный эмоциональный фон, источаемый родителями. Это означает, что ребенок усваивает реально переживаемые родителями эмоции и чувства, а не те, которые они хотят ему продемонстрировать.

Завершая обсуждение эмоционального развития младенца, остановимся на некоторых нарушениях его эмоциональной сферы и их причинах.

Советы по общению папы с ребенком. По мнению Н. М. Аксариной, развитию у детей отрицательных эмоций способствуют:

1) нарушение взрослыми установленного режима сна, кормления и бодрствования, а также когда этот режим не соответствует индивидуальным физическим и нервно-психическим особенностям ребенка;

2) срыв привычного стереотипа поведения ребенка, поскольку изменение его привычек связано с сильным нервно-психическим напряжением. К пяти месяцам у ребенка формируются довольно устойчивые привычки, и их резкая смена сопровождается нарушениями эмоциональной сферы и всего поведения. Приход в дом постороннего, переезд на новое место жительства или передача на несколько дней бабушке могут вызвать временные отрицательные эмоциональные реакции;

3) запугивание ребенка, прерывание его игры, бесконечные «нельзя», равно как и излишнее перевозбуждение ребенка в результате чрезмерных ласк и баловства, приводят к перевозбуждению его нервной системы, способствуют его раздражению и плачу;

4) отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности препятствует удовлетворению потребности во впечатлениях, что приводит к дефициту сенсорных впечатлений и, как следствие, - к возникновению отрицательных эмоциональных состояний;

5) односторонняя эмоциональная привязанность ребенка, например к матери, может стать причиной слез и безостановочного крика ребенка, если вдруг она .вынуждена уйти и оставить малыша с кем-то другим;

6) отсутствие единого подхода к ребенку со стороны близких к нему людей: разные, порой противоположные приемы воспитания способствуют формированию у него ощущения неопределенности, нестабильности и противоречивости окружающего мира, что, в свою очередь, вызывает у него тревогу и опасения.

Бабушкины советы

Нередко бабушки учат молодых родителей, как ухаживать за ребенком. Однако новоиспеченным мамам и папам советы кажутся устаревшими и неверными. Что делать?

Свекрови, например, для начала вежливо объяснить, что с тех пор, когда она растила своего сына - вашего мужа, очень многое изменилось, что вы достаточно взрослая, чтобы позаботиться о ребенке по своим представлениям, и что это не ее ребенок, а ваш, и вы несете ответственность за его развитие. Такой разговор необходим, так как многие свекрови и тещи считают внуков продолжением своих детей, а уход за ними - продолжением своей деятельности по уходу за детьми.

Но разговор о таких щекотливых проблемах не должен разрушить добрые отношения с бабушкой вашего ребенка. Бабушки очень нужны детям. Бабушки и дедушки - особый мир, который вы не можете создать малышу сами. Для него это мостик в далекое прошлое, в котором вы не бывали, и, конечно, подарки, а для вас - возможность без особых беспокойств отдохнуть от любимого чада.