Как родители реагируют на игры детей?

Забавная штука – игра... Она увлекательна сама по себе, и все мы, взрослые и не очень, с удовольствием, а иной раз и с восторгом погружаемся в ее разнообразие. Вырастая и взрослея, что совсем не одно и то же, мы не перестаем играть, а только меняем одни игры на другие, более простые на более сложные, понятные на непонятные, детские (те, что привычно называются детскими, хотя смысла в них порой больше, чем во всем взрослом существовании), на недетские. А еще мы всегда, каждый час, каждое мгновение наблюдаем за игрой... За той, что творится нами и вокруг нас. Наблюдение за детской игрой – особая часть этой непрерывности наблюдения. Ребенок играет с куклами Барби, или в солдатики, или с любыми другими игрушками, или вовсе без них, играет в сюжеты, перенимая их из своей и нашей жизни, играет в нас и в себя...

Как родители реагируют на игры детей?

Мы смотрим, как играет наш ребенок, и улыбаемся, если видим, что он увлечен и доволен. Порой мы задумываемся, когда в правильные игры для детей проскальзывают совсем не шуточные аллюзии, и огорчаемся, когда игра «выходит из берегов». Время от времени ребенок приглашает взрослых в свою игру, и тогда родители реагируют на игры детей позитивно.

Однако задумаемся над словами «мы счастливы» – действительно ли это так? Выходит, что мы должны быть счастливы, ведь он общается с нами, мы для него значимы, интересны, мы ему нужны! Но нам часто некогда, у нас свои – взрослые дела и заботы, а порой нам неинтересно. Иногда мы полагаем, что играет наш ребенок совсем не в то, что нужно и педагогически правильно. Невероятно глупо это звучит – правильная игра, а ведь это очень распространенный термин, в детских садах, например, и начальной школе. Никаких «правильных» игр не бывает, как не бывает и неправильных, все игры делятся на игры с правилами и без, да и то второй вариант всего только означает, что правила либо не определены, либо предельно свободны.

Бывает, что нам, взрослым, в процессе игры с ребенком нередко становится скучно – взрослые, как ни странно, от привычной детской игры устают значительно быстрее, чем сами дети, и тогда игра с ребенком становится не удовольствием, а обязанностью, а то и обузой.

Какое уж тут счастье! А еще игра часто представляется нам совершенно само собой разумеющейся вещью, мы и знали о ней всегда, с рождения, и умели играть, и вообще, что уж тут сложного. Тем не менее все не так просто, как кажется.

Если проследить этапы развития игровой деятельности ребенка, нетрудно заметить, что игра как некий осмысленный процесс (а детская игра всегда осмысленна) связана с рядом понятий: целью, предметом, ролью и сюжетом.

С чем играют дети?

Стоит заметить, что здоровый активный ребенок играет, когда хочет, во что хочет и как хочет, а также, как правило, с кем (или с чем) хочет. Предметом для игр может стать и обычная игрушка, и случайно подобранная щепка или палочка, которая, обретая смысловое назначение, становится объектом игровой деятельности. Это может быть и нечто достаточно абстрактное с точки зрения взрослого, например листок белой бумаги. Однако в глазах ребенка этот листок будет иметь абсолютную ценность, поскольку с другим листком, пусть даже точно таким же, начнется совершенно другая игра. Предмет игры совсем необязательно материален. Ребенок может играть и с воображаемым предметом, однако его игра не станет менее интересной.