Следите за нами: Medmoon.ru в ВКонтакте Medmoon.ru в Одноклассники Medmoon.ru в Facebook Medmoon.ru в Twitter RSS Medmoon.ru
MedMoon.ru - женский журнал о красоте и здоровье

Как научить ребенка порядку

Необходимые организационные навыки: организация, начало работы, устойчивое внимание, рабочая память.

Возраст: лучше всего подойдет для детей от 7 до 10 лет, но легко адаптировать как для младшего, так и для более старшего возраста, просто изменив список.

Как научить ребенка порядку?

План обучения ребенка порядку

1.

Составьте вместе с ребенком список вещей, которые он постоянно оставляет не на своем месте.

2.

Определите место для каждой вещи.

3.

Решите, когда вещь будет положена на место (например, когда ребенок придет домой из школы; после того как сделает домашнюю работу; сразу же после использования вещи и т. д.).

4.

Обсудите «правило» для напоминаний - сколько напоминаний можно сделать, прежде чем накладывать штрафные санкции (например, убрать вещь из зоны доступа или лишить какой-то привилегии).

5.

Решите, где будет располагаться проверочный лист. Постепенное ослабление контроля

Постепенное ослабление контроля

1.

Напомните ребенку, что вы работаете над тем, чтобы научиться класть вещи на свои места.

2.

Повесьте проверочный лист на видном месте, напоминайте ребенку о нем всякий раз, когда он будет убирать что-то на место.

3.

Хвалите или благодарите ребенка каждый раз, когда он убирает что-то на место.

4.

Когда ребенок будет пользоваться системой уже пару недель, с множеством похвал и напоминаний от вас, начните постепенно сокращать количество напоминаний. Оставьте проверочный лист на видном месте, но теперь можете ввести наказание за забывчивость. Например, если игрушка, любимая вещь или одежда не убраны на место, ребенок на какое-то время теряет к ним доступ. Если эту вещь нельзя изъять (например, школьный рюкзак), налагайте штраф или лишайте какой-то привилегии.

Мотивация ребенка

1.

При необходимости добавляйте поощрения. Один из вариантов - класть определенное число жетонов в банку каждый день и доставать один жетон каждый раз, когда ребенок забудет положить вещь на место. Жетоны можно будет обменять на небольшие материальные награды или любимые занятия.

2.

Если ребенку слишком сложно класть вещи на место сразу после использования или в какой-то другой период, назначьте время, к которому все вещи нужно вернуть на места.

3.

С малышами используйте картинки, сокращайте списки и имейте в виду, что им долго будут нужны ваши подсказки и помощь.

Как приучить ребенка порядку?

Необходимые организационные навыки организация, начало работы. Возраст: 6-14 лет.

Методы приучения к порядку

1.

Решите вместе с ребенком, что включить в систему организации: место для незаконченных заданий? Отдельное место для выполненных работ? Место для бумаг, которые нужно подшить? Тетради или папки для хранения записей, выполненных заданий, раздаточных материалов, рабочих тетрадей и т. д.?

2.

Перечислив все элементы, решите, как лучше поступить с каждым из них. Например, вы можете использовать папки разного цвета для выполненных, незаконченных заданий и других бумаг. Можете завести отдельную маленькую папку для каждого предмета - или одну большую для всех предметов сразу. Чтобы набраться идей, можно зайти в магазин канцелярских товаров.

3.

Соберите все необходимые материалы - в доме, если они в наличии, или докупите в магазине. Необходимы дырокол, линованная и нелинованная бумага, разделители и упаковки стикеров, если ребенок захочет их использовать для маркировки важных бумаг.

4.

Организуйте тетради и папки, обозначив каждую из них.

5.

Когда ребенок будет садиться за уроки, просите его вытащить папки для выполненных заданий, незаконченных работ и материалов для подшивки. Помогите ему решить, какие материалы куда нужно вложить. Завершите этот этап до начала выполнения уроков.

6.

Когда уроки будут сделаны, ребенок должен поместить выполненную работу в соответствующую папку и подшить все, что нужно сохранить.

Постепенное ослабление контроля

1.

Напоминайте ребенку об уроках с помощью «организационного» процесса. Контролируйте каждый шаг и вычеркивайте его из проверочного листа, чтобы убедиться, что ничего не забыли.

2.

С помощью «организационного» процесса напоминайте ребенку об уроках и о том, чтобы сообщать вам о выполнении каждого шага. Периодически перепроверяйте его, в конце работы проконтролируйте, чтобы все шаги были выполнены, а материалы разобраны по папкам.

3.

Сделайте напоминание в самом начале, все проверьте в конце и иногда изучайте тетради, папки и другие материалы.

Модификации-корректировка обучения

1.

Максимально вовлекайте ребенка в создание организационной системы. То, что прекрасно работает для одного человека, может быть катастрофой для другого, если нет соответствия между человеком и системой.

2.

Изменяйте подходы, которые недостаточно эффективны. Вовлекайте ребенка в работу над преодолением сложностей. Можно, например, спросить его: «Как мы могли бы сделать эту работу лучше?»

3.

Людям, неорганизованным от природы, потребуется много времени для выработки навыка. Помните, что контролировать ребенка, возможно, придется довольно долго.

Как научить ребенка убираться в комнате?

Необходимые организационные навыки: начало работы, устойчивое внимание, рабочая память, организация.

Возраст: лучше всего подойдет для детей 7-10 лет, но легко адаптировать как для младшего, так и для старшего возраста, изменив сложность задач.

План обучения

1.

Сядьте вместе с ребенком и составьте список того, что нужно сделать, убираясь в комнате. Шаги могут быть такими:

- Отнести грязные вещи в стирку.

- Убрать чистые вещи в комод-шкаф.

- Убрать игрушки на полки или в специальные ящики- коробки.

- Убрать книжки на полку.

- Убраться на письменном столе.

- Выбросить мусор.

- Отнести вещи в другие комнаты (грязную посуду на кухню, полотенца в ванную и т. п.).

2.

Превратите список в проверочный лист.

3.

Определите, когда работа должна быть выполнена.

4.

Определите, какого рода подсказки и напоминания получит ребенок до начала работы.

5.

Решите, сколько вы будете помогать ребенку в самом начале (долгосрочная цель в данном случае - умение убраться в комнате самостоятельно).

6.

Определите, как будет оцениваться качество работы.

7.

Начните пользоваться планом с оговоренными заранее подсказками, напоминаниями и помощью.

Постепенное ослабление контроля

1.

Напомните ребенку о задании и контролируйте весь процесс, не скупитесь на похвалу, поддержку и позитивные отклики.

2.

Напомните ребенку о задании, удостоверьтесь, что он приступил к очередному шагу, а потом отойдите - и возвращайтесь только к началу следующего.

3.

Напомните ребенку о задании и периодически проверяйте его (каждые два шага, потом каждые три и т. д.).

4.

Напомните ребенку о начале, о выполненном задании он сообщит вам сам.

Модификации-корректировка обучения уборке

1.

При необходимости увеличьте поощрения. Это может быть награда или занятие после окончания работы либо присуждение баллов за каждый проделанный шаг и выбор награды из возможных вариантов. Другой вариант - награждать ребенка за выполнение каждого шага после одного-двух напоминаний или подсказок.

2.

Если ребенок не может придерживаться плана даже при вашем постоянном присутствии, подсказках и похвале, начните выполнять задания вместе с ним.

3.

Если и эта задача остается для него слишком сложной, попробуйте применить метод обратной цепочки: выполняйте все шаги, кроме одного, который ребенок проделает сам под вашим руководством и с вашей похвалой. Постепенно увеличивайте объем работы для ребенка до тех пор, пока он не сможет сделать все самостоятельно.

4.

Организуйте все так, чтобы комнату было проще убирать: используйте ящики, куда ребенок может «свалить» все игрушки, и на каждый из них прикрепите наклейку.

5.

Сфотографируйте, как выглядит «чистая комната». Когда ребенок будет выполнять работу, то сможет оценивать свои результаты, сравнивая их с тем, что видит на фотографии.

6.

С малышами используйте вместо слов картинки; сократите количество шагов; имейте в виду, что ребенку, скорее всего, понадобится ваша помощь.

Как научить ребенка порядку на столе?

Необходимые организационные навыки: начало работы, устойчивое внимание, организация, планирование.

Возраст: лучше всего подойдет для возраста 7-10 лет; но, конечно, семилетки не так много времени проводят за столом. Поэтому, если вы захотите внести какие-то изменения, они, скорее всего, будут касаться более взрослых детей - для них задачи стоит немного усложнить.

Первые шаги: убираемся на письменном столе

1.

Уберите все со стола.

2.

Решите, какие предметы отправятся в ящики. Снабдите ящики ярлыками-наклейками.

3.

Разложите вещи по ящикам.

4.

Рядом со столом поставьте корзину, куда будут отправляться ненужные бумаги.

5.

Определите, какие предметы будут храниться непосредственно на столешнице (стакан для карандашей, степлер, папки для бумаг и т. д.). Рядом со столом повесьте доску для напоминаний.

6.

Разложите вещи на выбранные ребенком места.

7.

Сфотографируйте, как выглядит приведенный в порядок стол. Повесьте фото на стену или прикрепите к доске над столом.

Шаги для поддержания порядка на столе

1.

Прежде чем приступать к выполнению домашних заданий или другой работы за столом, убедитесь, что он выглядит так, как на фото. Если нужно, разложите вещи по местам.

2.

Закончив работу, уберите все лишнее, чтобы стол опять выглядел как на фотографии. Этот шаг можно также включить в список вечерних процедур.

3.

Раз в неделю просматривайте бумаги и решайте, что оставить на столе, что положить в папку, а что выбросить.

Постепенное ослабление контроля

1.

На этапе поддержания порядка напоминайте ребенку о каждом шаге и контролируйте весь процесс. Не скупитесь на похвалы, поддержку и конструктивные отклики.

2.

Напоминайте ребенку о начале работы, убедитесь, что он приступил к первому шагу плана, и обратитесь к нему только в конце, чтобы убедиться, что первый шаг выполнен. Повторите те же действия для шага 2. Во время выполнения шага 3 находитесь рядом с ребенком, чтобы помочь разобраться в бумагах.

3.

На этапе поддержания порядка напоминайте ребенку о каждом из трех шагов, но оставляйте его и проверяйте, все ли в порядке, только в конце.

4.

Напомните ребенку о начале работы. На последнем этапе (например, перед отходом ко сну) проверьте, все ли готово и в порядке ли стол. Обязательно похвалите ребенка.

Модификации обучения

1.

Когда ребенок начнет использовать план, продолжайте его улучшать. Например, можно найти лучшие способы организации вещей на столе или в ящиках, и эти изменения следует внести в процесс.

2.

Зайдите в магазин канцтоваров и посмотрите, какие материалы могли бы помочь ребенку поддерживать порядок: поверхность стола должна быть чистой, а материалы для работы - доступны.

3.

При необходимости предусмотрите поощрения.

Как научить ребенка делам по дому?

Необходимые организационные навыки: начало работы, устойчивое внимание, рабочая память.

Возраст: любой, простую работу могут выполнять даже дошкольники.

Правила обучения

1.

Вместе с ребенком составьте список работ по дому, которые нужно выполнить.

2.

Определите, сколько времени потребуется на выполнение каждой работы.

3.

Решите, когда (день и-или время) эта работа будет выполняться.

4.

Составьте план, чтобы и вы, и ребенок могли следить за выполнением работ.

5.

Решите, где будет располагаться проверочный лист. Постепенное ослабление контроля

1.

Напоминайте ребенку о начале работы и контролируйте весь процесс, не скупитесь на похвалу, поддержку и позитивные отклики.

2.

Напоминайте ребенку о начале работы, удостоверьтесь, что он приступает к очередному шагу, и уходите; возвращайтесь только в начале следующего шага.

3.

Напоминайте ребенку о начале работы и время от времени его проверяйте (каждые два шага, потом три и т. д.).

4.

Напоминайте ребенку о начале работы, о выполненном задании он сообщит вам сам.

Модификации плана обучения

1.

При необходимости используйте поощрения за выполнение заданий в срок или при минимальном количестве напоминаний. Либо начисляйте ребенку балл за каждый шаг, выполненный с минимумом напоминаний (обговорите этот минимум заранее).

2.

В начале каждого шага поставьте таймер - или пусть его поставит ребенок - и дайте задание завершить работу до того, как прозвучит сигнал.

3.

Измените время или план в соответствии с вашими потребностями - например, разбудите ребенка пораньше или решите, что можно вычеркнуть из списка или выполнить накануне вечером.

4.

Напишите каждое задание на отдельной карточке - пусть ребенок отдает вам ее и получает новую, когда завершит определенный этап.

5.

С малышами вместо слов используйте картинки; работа не должна быть слишком долгой; не взваливайте на малыша слишком много; имейте в виду, что ребенку понадобятся ваша помощь и-или подсказки.