Распространенные ошибки при воспитании тихим углом

Многие родители уже привыкли использовать метод «тайм-аут», а поскольку «тихий угол» представляет собой его вариацию, то перед переходом к новой методике следует, пожалуй, разобраться, почему первый способ зачастую не срабатывает.

Распространенные ошибки при воспитании тихим углом:

Основная причина, заставляющая родителей признавать, что «тайм-аут» оказывается нерезультативным, кроется в способах его применения, которые практически всегда противоречат поведенческим принципам.

Первоначально «тайм-аут» был задуман для того, чтобы временно пресечь положительное подкрепление плохого поведения ребенка. Однако, когда родители разочарованно рассказывают мне о своих неудачах в его применении, я вынуждена констатировать, что положительное подкрепление на самом деле вовсе не прекращается. Если вы обращаете внимание на какое-то поведение, то тем самым подкрепляете его. Как ни парадоксально, даже отрицательное внимание служит весьма сильным средством положительного подкрепления нежелательного поведения. Родители устраивают ребенку «тайм-аут», но продолжают общаться с ним. Ребенок задает вопросы, на которые они отвечают. Он кричит и плачет, вызывая ответную реакцию родителей. Иногда эскалация такого «общения» приводит к вспышкам злости и раздражения.

Пятилетний Рома решил, что младший брат ему окончательно надоел. Он очень ласково относился к нему, когда тот был еще совсем младенцем, но теперь ему исполнилось десять месяцев, и он ползает повсюду, жует игрушки Рома, ломает его железную дорогу и требует к себе слишком большого внимания со стороны мамы.

Поэтому теперь, как только Рома видит, что Витя взял его игрушку, он просто грубо отбирает ее или отталкивает брата. Когда Витя начинает плакать, Рома уже знает, что за этим последует. Мама скажет: «Стоп!».

Это приводит его в бешенство. Как только мама отсылает его в другую комнату, он сразу начинает кричать: «Почему как я, так сразу "стоп"». Мать объясняет ему из соседней комнаты, что он толкнул брата, но Рома ее не слушает: «Это нечестно. Ты всегда на его стороне». Она терпеливо пытается утихомирить его, но Рома продолжает вопить, и тогда уже мама приходит в бешенство. Она врывается к нему в комнату и начинает кричать на него. И все это продолжается до тех пор, пока не истекает срок «тайм-аута».

Мать считает, что «перерыв» не действует. Но где же здесь, собственно говоря, «перерыв»? На самом деле его нет, потому что мать и сын непрерывно общаются.

Для кого был устроен «перерыв»? Уж, во всяком случае, не для ребенка! В действительности родители непроизвольно подкрепляют плохое поведение ребенка, уделяя ему внимание - и немалое!

Ситуация, аналогичная той, которая происходит у Рома с мамой, существует во множестве семей. Меняются только имена, возраст ребенка и проступки, ставшие причиной наказания. Неизменным остается лишь одно - постоянное общение между ребенком и родителями в ходе наказания и его результат: упорное непослушание ребенка и разочарование родителей. Приведенный пример ясно демонстрирует, что, уделяя Рома внимание, мать активно подкрепляет его плохое поведение вместо того, чтобы подавлять его.

Причиной еще одной широко распространенной проблемы является ошибочное мнение, что, прежде чем устроить ребенку «перерыв», надо дождаться, пока он успокоится. Как правило, такая задержка ведет только к усугублению проблемного поведения и сопутствующих ему эмоций. Ребенок выходит из себя, а родители с нарастающим раздражением идут у него на поводу. Когда он наконец успокаивается, родители устраивают ему «перерыв», то есть наказание следует немедленно за хорошим поведением, а не за плохим. В данном случае ни о каком исправлении нежелательного поведения не может быть и речи, потому что ребенка наказывают именно в тот момент, когда его поведение уже исправилось.

Третья ошибка, часто встречающаяся при применении «перерыва», объясняется тем, что родители используют некорректную формулу исчисления срока наказания - одна минута за каждый год возраста ребенка. С точки зрения поведенческой психологии представляется очевидным, что большинству четырехлетних детей, если их эмоции уже вышли из-под контроля, требуется значительно больше четырех минут, чтобы прийти в себя и успокоиться. А разозлившийся семилетний ребенок точно так же вряд ли успокоится за семь минут, как и четырехлетний за четыре. Чтобы устранить плохое поведение с использованием отрицательного подкрепления, время, отведенное на «перерыв», должно определяться с учетом индивидуальности каждого конкретного ребенка. Поскольку цель метода «тихий угол» состоит в том, чтобы научить детей управлять своими эмоциями, им надо предоставить достаточное время, чтобы успокоиться и прийти в себя. Количество времени должно отвечать уровню развития ребенка, а это далеко не всегда соответствует формуле «одна минута на каждый год возраста».

Если говорить в целом, то самой распространенной ошибкой при использовании «перерыва» является непоследовательность. Хотя сам принцип установления четких правил и их неукоснительного выполнения кажется достаточно очевидным, реальность такова, что на действия родителей оказывает влияние множество различных факторов, поэтому оценка ими поведения ребенка меняется изо дня в день.

Например, родители хотят отучить детей бросать еду на пол. Но порой суп, пролитый на голову собаки, или порция спагетти, угодившая прямо в тапок, вызывают у них такой смех, что ни о какой дисциплине не может быть и речи. Если речь идет об очень редких исключениях, то в этом нет ничего страшного. Но если сегодня ребенку устраивают за какой-то проступок «перерыв», а назавтра повторяет то же самое действие без всяких последствий, то он испытывает растерянность. В результате ребенок, как правило, начинает делать все, что вздумается. Поэтому «перерыв», как и любое другое средство дисциплинарного воздействия, может быть по-настоящему эффективным только в том случае, если применяется четко и последовательно, изо дня в день.

И в заключение еще один момент. О последовательности можно говорить только в том случае, если все лица, участвующие в воспитании ребенка, одинаково применяют одни и те же методы в одних и тех же целях. Поэтому «перерыв», «тихий угол» и все другие методы воспитания могут быть эффективными только тогда, когда мать, отец, бабушка, дедушка, няня будут настаивать на одинаковых образцах поведения и применять одни и те же ясные и последовательные дисциплинарные методы. Без такого постоянства проблемы в поведении устранить не удастся.

Все эти советы призваны помочь родителям избежать самых распространенных ошибок в применении «перерыва» и «тихого угла».