Современное отношение к матери

Как с течением времени укреплялся инстинкт материнства, я подробно рассказала в своей книге: «Виноваты ли во всем матери?» Чтобы не повторяться, ограничусь только самыми важными этапами. Новое отношение к матери и материнству возникло только в конце XVIII столетия. Гуманистическое движение, возникшее еще до Великой французской революции и развившееся после ее победы, укрепило веру в способность каждого гражданина к самоусовершенствованию и дальнейшему развитию. Впервые личность индивидуума рассматривалась независимо от его состояния и происхождения. Мужчины - господин, гражданин, крестьянин, раб - стали обладать одинаковыми правами. Согласно этой логике, история возвратилась к своему первоисточнику: ребенок воспринимался в качестве отправной точки к будущему образцовому гражданину и как маленький индивидуум, которого следовало уважать.

Также и женщины, с их идеалами равенства с мужчинами, предъявили свои требования революционерам. Философы и моралисты сконцентрировали свои мысли на том, чтобы создать новую идеологию, которая могла бы определить положение женщины  как работницы по дому и воспитательницы детей в семье. И только. «Это привело к тому, что женщина по прежнему не могла развивать свои способности и оставалась крепко связанной узами брака», - пишет историк Карин Хаузен.

Таким образом, философская концепция свелась к природной роли женщины: женщина представлялась как противоположный полюс мужчине со специфическим предрасположением к своему полу, обладая теми качествами, которых не мог иметь ее партнер.

До этого времени качества и свойства женщины различались в зависимости от ее состояния или положения в обществе. Хорошая служанка должна была быть здоровой, усердной, послушной и обладать женской привлекательностью даже если она умирала с голоду. Работающая женщина заслуживала уважения, если она была прилежной, уверенной в себе, профессионально подготовленной к своему предназначению. Женственность, покорность, робкая сдержанность не заслуживали особенного признания. Напротив, аристократка признавалась в высших кругах общества, если была образованной и остроумной, могла поддержать разговор и, кроме  того, обладать неплохим голосом. Усердие и работоспособность в этих кругах не поощрялись.

Современное отношение к матери

Начиная с XIX столетия, природные качества приписывались всем категориям женщин. С началом индустриализации наступил процесс, который разделил производство продукции и репродукцию на две самостоятельные области. С одной стороны, наемная работа, направленная на создание товаров, а с другой - дом, в котором хозяйничала женщина с детьми. Согласно новому разделению труда, женщина становилась производительницей детей, продуктов и создателем домашней атмосферы, в то время как мужчина оставался производителем товаров и владельцем собственности. Обесценение женского труда явилось сопутствующим элементом индустриализации.

Женщина, согласно своей биологической роли, в XIX столетии должна была прежде всего проявлять бескорыстную материнскую любовь. В дополнение к этому она получала право быть счастливой. Если женщина чувствовала себя иначе, то она считалась плохой матерью, бросившей своего ребенка на произвол судьбы, и ее не признавали порядочной женщиной.

Картина бескорыстно любящих и бескорыстно самоотверженных матерей частично дожила и до сегодняшнего дня. Совсем иначе складываются представления об отцовской любви. Никто не требует от главы семьи, чтобы он отказывался от своей профессиональной карьеры ради семьи и брал на себя обязанности воспитателя. Наоборот, его служебное положение свидетельствует о способности мужа содержать семью.