Эффективные методы воспитания похвалой

Рекомендуемый мною метод «похвала за хорошее поведение» полностью вписывается в систему ясных, заранее оговоренных, обусловленных и постоянных последствий. Его применение начинается с разработки плана. Первым делом родители должны решить, какие именно элементы поведения детей нуждаются в изменении. Необходимо убедиться, что ребенок ясно понимает, чего от него ожидают. Вслед за этим взрослые должны систематически придерживаться избранной линии поведения. Каждый раз, когда дети ведут себя хорошо, они должны немедленно получать похвалу. Цель родителей заключается в том, чтобы сознательно уделять ребенку положительное внимание (последствие) каждый раз (постоянство), когда он ведет себя так, как от него ожидают (договоренность), причем непосредственно во время позитивного поведения (обусловленность). В случае же плохого поведения он лишается внимания.

Каждый раз, когда ребенок ведет себя так, как с ним договаривались, родители дают ему знать, что заметили и оценили это. Малыш получает похвалу, одобрение, улыбки и поцелуи. Слова, которыми при этом пользуются родители, должны ясно дать ребенку понять, что ему уделяется внимание именно потому, что он ведет себя должным образом. Взрослые могут, например, сказать: «Мне нравится, когда ты...», «Я горжусь тобой, когда вижу, что...» или «Я так счастлив, что ты...». Подобные выражения четко демонстрируют непосредственную связь между хорошим поведением и похвалой родителей.

Подчеркивая, что поведение ребенка вызывает у них ощущение удовлетворенности, радости и счастья, родители используют положительное подкрепление, которое, в свою очередь, автоматически повышает вероятность, того, что ребенок и впредь будет вести себя хорошо.

Привычка быть примерным

Если родители постоянно хвалят ребенка за хорошее поведение и ясно демонстрируют ему причинно-следственную связь между поведением и похвалой, то примерное поведение входит у него в привычку. В этом случае уже можно прекратить регулярное применение этого метода и возвращаться к нему только в тех случаях, когда ребенок вновь сделает попытку вернуться к прежнему поведению.

Используя эффективные методы воспитания похвалой за позитивные действия в системе ясных, обусловленных и постоянных последствий делает этот метод простым в использовании и очень эффективным. Родители могут применять его, как только ребенок подрастет до такой степени, что сможет понять концепцию установленных правил, то есть примерно с трех лет, и вплоть до раннего подросткового возраста.

Правда, иногда, когда родители хотят сформировать у ребенка новые образцы поведения, могут потребоваться более мощные методы воздействия.

Сегодня существует множество систем символического стимулирования. Одна из них, которую я разработала и усовершенствовала в ходе практики, имеет ряд существенных особенностей.