Что представляет собой метод воспитания лишением внимания?

Данный способ применяется на практике довольно редко. Многие из родителей, с которыми я беседовала, уделяют своим детям массу внимания, но чаще всего - в случае их плохого поведения.

В этой ситуации в качестве реакции на негативный поступок разворачивается спираль эмоций, зачастую выливающаяся во вспышки родительского гнева, следствием которого становятся обида и разочарование детей, по-прежнему продолжающих плохо себя вести. У многих родителей реакция на плохой поступок детей развивается по нарастающей - от спокойного замечания до шумной перебранки. Что же на самом деле происходит в подобной ситуации? Ребенку уделяется внимание - причем с избытком - за его плохое поведение. Если это будет продолжаться часто, то отрицательное поведение станет для ребенка привычным.

Каков же выход из этого заколдованного круга? Я настоятельно предлагаю метод под названием «тихий угол». Он похож на довольно известный «тайм-аут, но имеет ряд важных отличий, обеспечивающих ему больший успех. Во-первых, родители предельно ясно объясняют ребенку, каким поступком вызвано данное последствие. Во-вторых, они немедленно и полностью лишают ребенка своего внимания. Все время, пока он находится в тихом углу, родители с ним не общаются. Ребенок должен понимать, что любые его попытки обратить на себя внимание во время изоляции будут безуспешными. Таким образом, вместо того чтобы уделять ребенку внимание в случае плохого поведения, родители демонстративно и сознательно его игнорируют. Чтобы впредь не лишаться внимания, ребенок должен следовать установленным правилам и ожиданиям. Другими словами, ему будет обеспечено внимание родителей, если он будет хорошо себя вести. В этом случае реакция родителей подкрепляет хорошее поведение.

Что представляет собой метод воспитания лишением внимания?

Дэн - интеллигентный преуспевающий мужчина тридцати с небольшим лет. Как адвокат, он пользуется уважением, поскольку обладает глубокими знаниями в юриспруденции и умеет разбираться в людях.

Но когда Дэн рассказывает о своем пятилетнем сыне, в его голосе чувствуется боль. «Я стараюсь проявлять терпение, но все равно каждый раз все заканчивается криком. Я повторяю ему одно и то же по десять раз, но он не слушается до тех пор, пока я не выйду из себя. Если бы он выполнял все просьбы с первого раза, я бы не злился».

Пытаясь понять логику Дэна, я задала ему вопрос: «Итак, если крик является самым эффективным методом, то почему вы тогда не начинаете кричать на сына сразу же, как только замечаете, что он вас не слушается?» Сначала Дэн недоуменно посмотрел на меня, но, немного подумав, понял, что происходит на самом деле. Ведь крик служит для его сына посланием: «Я говорю серьезно». До этого момента он уделяет сыну массу внимания - но как раз в связи с плохим поведением. Эта схема не работает и никогда не будет работать.

Поняв это, Дэн решил перейти к новой системе воспитания дисциплины. Каждый раз, когда сын отказывался выполнять его требования, вместо того чтобы кричать, переставал обращать на него внимание. Но вскоре и эта мера оказалась излишней, поскольку Дэн научился доводить свои требования до сына в более ясной форме и стал каждый раз хвалить его за хорошее поведение.

Независимо от того, будут родители пользоваться «тихим углом» или нет, они должны понять общий принцип: ребенку уделяется внимание только в случае примерного поведения, а когда тот начинает вести себя плохо, то сразу же лишается этого внимания. Метод воспитания лишением внимания действует наиболее эффективно, если применяется в контексте общего плана воспитания дисциплины, в противном случае он утрачивает свою эффективность. Если же данный метод применять в системе обусловленных и заранее оговоренных четких и постоянных последствий, то он точно так же гарантированно устраняет нежелательное поведение, как позитивное внимание усиливает желательное. Внимания и его лишение - это две стороны одной и той же медали, каждая из которых направлена на улучшение поведения детей.

Слово «дисциплина» зачастую связывают с реакцией на негативное поведение. В действительности же родители каждый день имеют возможность использовать дисциплину как набор ясных, обусловленных и постоянных последствий, чтобы научить детей регулировать свое поведение. Вдумчивое и последовательное внимания ребенку - это самое важное из всех последствий его поведения, благодаря которому у детей развивается причинно-следственное мышление, позволяющее принимать осознанные решения. В такой обстановке дети чувствуют себя более счастливыми и лучше ведут себя, превращаясь в независимых и ответственных людей, к чему и стремятся их родители.