Какие выбрать материальные поощрения детей?

В качестве системы положительного подкрепления родители часто ипользуют поощрения, которые, по их мнению, понравятся детям настолько, что они будут готовы работать ради них. Понятно, что речь идет о материальных вещах, к которым дети проявляют сильный интерес. Это могут быть, например, новые платья для кукол, небольшие игрушки, мороженое или, как в описанном ниже случае с Джоселин, лак для ногтей.

Такие подарки могут сработать раз или два, иногда чаще. Но в какой-то момент интерес ребенка к ним пропадает, и поощрение как бы обесценивается, а следовательно, пропадает и стимул работать ради него. В этом случае родители слышат от детей: «Новые платья для Барби мне уже не нравятся» или «Я больше не пойду на эти аттракционы. Там скучно». Таким образом, подобные поощрения редко сохраняют свою эффективность на протяжении долгого времени.

Какие выбрать материальные поощрения детей?

В десять лет Джоселин почувствовала отвращение к уборке своей комнаты. Чтобы уговорить ее подмести пол, не говоря уже о том, чтобы взять в руки пылесос, требовалось приложить неимоверные усилия.

Однако недавно Джоселин нашла новое увлечение: ей понравилось экспериментировать с лаком для ногтей, пробуя различные и оттенки. «Ага! - подумала мать. - Вот как можно решить эту проблему!» Она договорилась с Джоселин, что за еженедельную уборку у себя в комнате та будет каждый раз получать новый лак для ногтей.

Эта система превосходно действовала в течение примерно четырех недель, а затем в комнате воцарился прежний беспорядок. Почему? Потому, что увлечение Джоселин лаком для ногтей оказалось слишком краткосрочным, в то время как отвращение к уборке по-прежнему было очень велико. И перед матерью снова встала проблема, как поощрять дочь за уборку.

Если ребенок утрачивает интерес к какому-то одному поощрению, то почему бы не переключиться на другое? Разумеется, это возможно, и такое время от времени случается. Но лучше всего с самого начала установить такие материальные поощрения детей, которые не будут требовать слишком частой замены. В конце концов, интересы ребенка постоянно меняются. Сегодняшняя «самая любимая» игрушка завтра будет заменена на другую, не менее «любимую».

Если родителям приходится часто варьировать виды поощрений, приспосабливаясь к меняющимся потребностям ребенка, то вся суть дисциплинарной системы вскоре сведется не к дисциплине и улучшению поведения, а к поощрению как таковому. Кроме того, замена стимулов порождает нытье и споры. Таким образом, в целом материальные поощрения не могут служить очень эффективным средством для положительного подкрепления тех элементов поведения детей, которые родители хотят превратить в привычку.