Рациональное питание детей | Режим питания дня ребенка

Молодые мамы беспокоятся о том, достаточно ли питания малышу. Так как узнать, хватает ли питания малышу? Ведь дети часто отказываются кушать или вообще могут заснуть во время кормления.

Хватает ли ребенку молока?

1.

Сытый и здоровый ребенок всегда розовенький и вкусно пахнет, кожа его чистая и бархатистая.

2.

Сытый ребенок всегда спокоен и весел.

3.

После кормления он засыпает и не издает голодного плача.

4.

Младенец, который находится на грудном вскармливании и получает достаточно молока, более устойчив к заболеваниям и хорошо прибавляет в массе.

5.

Стул у новорожденных должен быть от одного до восьми раз в сутки.

Во время кормления грудью надо обращать внимание не только на активность сосательных, но и глотательных движений.

Рационально питается ваш ребенок или нет?

1.

Главный показатель при определении рационального питания - это вес малыша. Если ребенку достаточно питания, и он хорошо кушает, то малыш должен набирать вес. Не нужно каждый день взвешивать ребенка, достаточно следить за среднемесячной прибавкой веса. В первые полгода ребенок должен набирать в месяц около 800 граммов. Если у ребенка есть какие-либо проблемы со здоровьем, к примеру, родовые травмы или проблемы с пищеварительной системой, то, скорее всего ребенок не будет набирать вес.

2.

Внимание необходимо обратить и на стул ребенка. Нормальный стул должен быть около 3-4 раз в сутки. Признаком нехватки молока может служить очень жидкий стул или наоборот очень густой и редкий.

3.

Если у малыша запор, не стоит сразу делать клизму, для начала убедитесь, что ребенок скушал достаточное количество молока. Белые сгустки в стуле ребенка говорят о том, что молоко не усваивается полностью. В связи с этим маме необходимо поменять свой рацион, при условии, что малыш находится на грудном вскармливании. Если же ребенок на искусственном вскармливании, то необходимо подобрать другую смесь.

4.

Хватает ли ребенку питания можно определить методом мокрых пеленок. Маме нужно посчитать, сколько раз в день мочиться ребенок. Нормой считается 6-8 раз в день. У новорожденных мочеиспускание может быть 20-25 раз. У сытых детей моча бесцветная и без резкого запаха. Этот метод считается вредным если малыш не получает жидкости, кроме молока или смесей.

Рациональное питание детей

Рациональное питание детей - это важное условие, обеспечивающее правильное физическое и психическое развитие и состояние здоровья, в значительной степени определяющее благополучие организма на всю жизнь. ребенок первого года жизни испытывает особую потребность в полноценном пищевом рационе в связи с интенсивным ростом, бурным психомоторным развитием и формированием всех органов и систем.

Вскармливание здорового ребенка первого года жизни

В зависимости от того, получает ли ребенок материнское молоко и в каком количестве, выделяют три вида вскармливания: естественное, смешанное и искусственное.

Естественное вскармливание детей

Естественное вскармливание - это питание детей грудного возраста материнским молоком с коррекцией после 1-го месяца и введением прикорма с 5 мес. При этом содержание материнского молока в суточном рационе должно составлять не менее 4/$.

Здорового новорожденного рекомендуется прикладывать к груди через 2 ч после рождения. Раннее начало грудного вскармливания благоприятно сказывается на здоровье матери и ребенка. Под влиянием акта сосания у матери вырабатывается гормон окситоцин, который стимулирует сокращение матки и тем самым предупреждает маточное кровотечение; кроме того, лактация устанавливается раньше и на более длительный срок, нагрубание молочных желез происходит менее болезненно. У ребенка при раннем прикладывании к груди быстрее устанавливается сосательный рефлекс, создается нормальная биологическая среда в кишечнике, повышается уровень иммуноглобулинов и других факторов защиты против инфекции.

Питание здорового ребенка

Лактация является секреторным процессом молочной железы, при котором регуляция сложных нейроэндокринных процессов находится под контролем коры большого мозга. Большое влияние на нее оказывают психогенные факторы, поэтому внешние и внутренние условия отражаются на количестве и качественном составе молока. Лактация начинается с момента поступления в гипоталамус нервных импульсов с поверхности соска и ареолы, а также при опорожнении молочных ходов и цистерн. Под воздействием гипоталамуса гипофиз секретирует пролактин, способствующий синтезу компонентов молока, и окситоцин, осуществляющий продвижение и выделение молока. Основными условиями, обеспечивающими полноту и продолжительность лактации, являются активность сосания и регулярное сцеживание молока. Биохимический и морфологический состав молока устанавливается не сразу. Сначала выделяется молозиво, с 4 -5-го дня - переходное молоко и со 2 - 3-й недели - зрелое.

Молозиво - густая жидкость желтого цвета с повышенным содержанием белка, близкого к белкам сыворотки крови ребенка. Содержание солей и витаминов в нем в несколько раз выше, чем в зрелом грудном молоке. Энергетическая ценность достигает 150 ккал в 100 мл, в то время как в зрелом молоке только 70 ккал в том же объеме. Молозиво - единственный оптимальный продукт питания для новорожденного. Благодаря наличию в нем различных факторов защиты и прежде всего иммуноглобулинов высокой концентрации, особенно класса А, оно имеет исключительное антисептическое значение для ребенка первых часов и дней жизни, когда происходит максимальное бактериально-вирусное его обсеменение.

Молозиво обладает иммунной активностью по отношению к различным микроорганизмам, особенно к размножающимся в кишечнике. Антитела молозива и молока в просвете кишечника обезвреживают чужеродные антигены, не всасываясь в кровь.

Первыми порциями молозива начинается пассивная энтеральная иммунизация новорожденного, не имеющего еще собственной сформировавшейся системы защиты. Со 2 -3-го дня концентрация иммуноглобулинов в грудном молоке снижается, но за счет увеличения объема секреции молока ежедневная доза их практически не меняется.

Биологические и химические свойства грудного молока принято оценивать в сравнении с коровьим, которое наиболее часто используется для приготовления заменителей грудного молока. Соотношение белков, жиров и углеводов в грудном молоке наиболее оптимально для усвоения и выражается как 1 :3 :6. Оно покрывает требующееся их количество при естественном вскармливании (белка 2 - 2,5 г/кг, жира 6 - 6,5 г/кг, углеводов 10-14 г/кг в сутки).

Общее количество белка в грудном молоке значительно меньше, чем в коровьем, но по структуре он близок белкам клеток ребенка, в его составе преобладают мелкодисперсные фракции и соотношение аминокислот отвечает потребностям растущего организма. Кроме того, частицы грубодисперсного белка казеина в грудном молоке в несколько раз мельче, чем в коровьем, что обеспечивает створаживание грудного молока в желудке более нежными хлопьями и тем самым более легкое его переваривание.

Количество жира в грудном молоке такое же, как в коровьем, но качественный состав его имеет существенные отличия. Жир грудного молока содержит в 1 1/2 ~ 2 раза больше ненасыщенных жирных кислот, в том числе линолевую, которая не синтезируется в организме. Эти кислоты являются незаменимыми факторами питания и легче усваиваются. Расщепление жира у грудных детей начинается в желудке под влиянием липазы грудного молока; оно стимулирует появление активной кислотности в желудке, способствуя регуляции эвакуаторной функции желудка и более раннему выделению панкреатического сока. Все это облегчает переваривание и усвоение жира, отдельные компоненты которого входят в состав клеток всех тканей и биологически активных веществ, расходуются на миелинизацию нервных волокон, обеспечивая повышенную потребность в жирах ребенка первого года жизни.

Углеводы в грудном молоке содержатся в относительно большем количестве. Они в значительной степени определяют микробную флору кишечника. В их состав входит бета-лактоза, которая вместе с олигоаминосахаридами стимулирует рост нормальной флоры с преобладанием бифидобактерий, подавляя тем самым пролиферацию патогенных микроорганизмов и кишечной палочки. Кроме того, бета-лактоза участвует в синтезе витаминов В.

Исключительно богато грудное молоко различными ферментами: диастазой, трипсином, липазой (липазы в женском молоке больше, чем в коровьем, почти в 15 раз, а амилазы - в 100 раз). Это компенсирует временную низкую ферментативную активность пищеварительного тракта ребенка и обеспечивает усвоение относительно большого объема пищи.

Минеральный состав пищи

Особо важное значение для растущего организма ребенка имеет минеральный состав пищи. Содержание кальция и фосфора в грудном молоке ниже, чем в коровьем, но соотношение этих ингредиентов более благоприятно для усвоения. В нем в нужной концентрации обнаруживается железо, медь, цинк, уровень которых с 3 - 4 мес лактации снижается, что требует коррекции путем назначения ребенку фруктово-овощных соков и соответствующего прикорма. Грудное молоко отличается от коровьего и по содержанию витаминов. Оно богаче витаминами A, D и С, а коровье - тиамином, рибофлавином, пантотеновой кислотой, биотином, витамином Bi2- Следует учитывать, что при термической обработке и разведении коровьего молока содержание витаминов в нем снижается. Гормоны материнского молока, поступая в организм ребенка, создают условия для физиологического дозревания эндокринной системы, а постепенное отлучение ребенка от груди обеспечивает плавный переход ее на самостоятельную деятельность.

Материнское молоко обеспечивает защиту ребенка от инфекции не только благодаря содержанию в нем иммуноглобулинов. Такую же роль выполняют лейкоциты: они синтезируют интерферон; макрофаги проявляют способность к фагоцитозу. Лизоцим грудного молока высокоактивен по отношению к грамположительной флоре. Большое значение в антибактериальной защите имеют бифидус-фактор, необходимый для жизнедеятельности бифидофлоры, а также третий компонент комплемента и лактоферрин. Нельзя не принимать во внимание и то, что из груди ребенок получает относительно стерильное молоко и температура его благоприятна для пищеварения.Указанные свойства грудного молока позволяют считать его идеальным продуктом для питания ребенка грудного возраста. Однако этим не ограничиваются преимущества естественного вскармливания. Сам процесс кормления грудью является основой хорошего эмоционального состояния и биологического развития ребенка, способствует более раннему становлению психомоторных функций.

Как кормить ребенка грудью?

Техника кормления грудью

Перед кормлением мать моет руки, надевает защитную маску и косынку на волосы. В первые дни после родов кормление проводится в постели, лежа на боку, в дальнейшем сидя (под ноги подставляется скамеечка). Сосание - врожденный рефлекс, поэтому здоровый новорожденный, как правило, сразу же после прикосновения соска к губам энергично берет грудь. Необходимо следить, чтобы ребенок захватывал не только сосок, но и часть ареолы; продолжительность кормления сначала может доходить до 30 мин, далее до 15 - 20 мин. Сосок изо рта ребенка во избежание мацерации следует вынимать осторожно. После кормления мать сцеживает остатки молока.

В каждое кормление ребенок прикладывается, как правило, только к одной груди (попеременно). Если молока недостаточно, используют обе груди, но при условии полного опорожения одной из них. В таких случаях следующее кормление начинается с той груди, которая не была до конца опорожнена. Чаще из обеих грудей кормятся близнецы.

Остатки молока после кормления сцеживают. Значительные излишки молока собирают на донорских пунктах при поликлиниках. Там оно пастеризуется в градуированных бутылочках для детского питание при температуре 85 °С в течение 5 мин и выдается по назначению врача матерям нуждающихся в молоке детей.

При термической обработке молока денатурируются белки, разрушаются иммуноглобулины, ферменты, снижается калорийная ценность молока. Поэтому целесообразно подбирать индивидуального донора и изыскивать пути использования сырого донорского молока. Необходимо, чтобы женщина-донор и ее ребенок были здоровы, а молоко сцеживалось в чистом помещении тщательно вымытыми руками в стерильную посуду. Сцеженную порцию молока закрывают стерильной крышкой и сразу же доставляют ребенку-реципиенту. Во избежание инфицирования не следует сливать вместе несколько порций молока. Опыт показывает, что при правильном хранении в домашних условиях стерильно собранное молоко может использоваться сырым в течение 6 ч. В настоящее время разрабатываются методы консервирования грудного молока (замораживание, лиофилизация).

Режим кормления ребенка

Режим кормления в значительной степени отражается на длительности и объеме лактации. Чем короче интервалы между кормлениями, тем выше степень лактации у матери при условии полного опорожнения молочной железы.

Режим кормления устанавливается в зависимости от возраста ребенка, количества молока матери; при этом учитываются индивидуальные потребности ребенка и другие моменты.

В первые 3 - 4 мес жизни здоровых доношенных детей кормят в основном 7 раз, т. е. каждые 3 ч с 6-часовым ночным перерывом. Если ребенок выдерживает более длительный промежуток времени между кормлениями, его переводят на 6- или 5-разовое питание. С 41/2 - 5 мес большинство детей кормят 5 раз в сутки. При упорной гипогалактии, склонности ребенка к срыгиваниям и невозможности выдержать указанные интервалы между кормлениями изредка в течение короткого периода используют 8- или 10-разовое кормление.

Помимо строго регламентированного, существует свободный режим кормления, при котором частота прикладывания к груди и объем пищи определяются желанием ребенка, его поведением. Этот метод имеет свои достоинства и недостатки, так как беспокойство ребенка может быть вызвано не только голодом. Руководствоваться им для определения числа кормлений рискованно, наиболее целесообразным и приемлемым в домашних условиях является частично свободный режим вскармливания. При этом здорового ребенка кормят грудью в определенное время, но без коррекции количества всасываемого молока. Допустимы эпизодические отклонения от времени кормления на 20 - 30 мин. Если отклонения приобретают постоянный характер, необходимо изменить режим кормления.

При беспокойстве в промежутках между кормлениями или несвоевременном бодрствовании ребенку дают пить (без сахара или слегка подслащенную воду). Дополнительное введение жидкости особенно необходимо в жаркое время года (до 150 - 200 мл в сутки). Некоторые дети не пьют воду, так как полностью удовлетворяют потребность в ней молоком.

Расчет необходимого объема пищи производится при недостаточном нарастании массы тела или беспокойстве ребенка в период между кормлениями. Определять дозу питания требуется также при вскармливании сцеженным молоком и его заменителями.

Наиболее простой способ подсчета количества молока, необходимого новорожденному в первые 9 дней жизни, следующий: на разовое кормление требуется 10 мл молока, умноженные на день жизни (при 6 - 7-разовом кормлении). С 10-го по 14-й день суточный объем молока остается неизменным. С двухнедельного возраста необходимое количество пищи определяется с учетом суточной потребности в калориях на каждый килограмм массы тела.

Суточная потребность в килокалориях на 1 кг массы тела: I четверть года - 125, II- 120, III- 115, IV- 11О.

Зная возраст, массу тела, можно рассчитать количество молока, которое требуется ребенку в сутки (х). Например, ребенок в возрасте 1 мес имеет массу тела 4 кг и, следовательно, нуждается в 500 ккал в сутки. 1 л грудного молока содержит около 700 ккал. Следовательно:

Можно пользоваться и менее точным, но более простым методом расчета по объему от массы тела. Например, ребенку в возрасте 1 мес с массой тела 4 кг требуется 1/5 от 4 кг, что составляет 800 мл в сутки.

Суточный объем пищи детей первого года жизни не должен превышать 1000-1100 мл.

Все варианты расчета позволяют лишь приблизительно определить необходимый объем питания. Следует иметь в виду индивидуальную потребность ребенка в количестве молока. Она зависит от нескольких факторов, в том числе от степени двигательной активности ребенка, уровня основных компонентов в грудном молоке и т. д.

Исходя из потребностей растущего организма со 2-го месяца жизни дополнительно вводят витамины и минеральные вещества. При кормлении только грудным молоком после месяца жизни может возникнуть дефицит витаминов А, В2, В6, С, а также железа, фосфора, магния, кальция, меди и цинка. Во избежание этого дефицита в питание здорового ребенка включают фруктовые и овощные соки; вначале ребенку дают несколько капель сока, и постепенно к концу 2-го месяца жизни количество его доводят до 10 мл в день, к 5 - 6 мес - до 50 мл в день. Сначала используют соки яблок, моркови, капусты, лимонов, гранат; во втором полугодии этот ассортимент расширяется. Не рекомендуются соки плодов, содержащих облигатные аллергены (мандарины, апельсины, клубника). Соки дают непосредственно до или после кормления, в некоторых случаях в промежутках между кормлениями. Целесообразно в течение дня давать разнообразные соки, не смешивая их. Со 2-3-го месяца жизни, кроме соков, ребенку можно назначать также тертые и мятые свежие фрукты и ягоды.

При отсутствии натуральных продуктов можно использовать специальные консервированные соки, предназначенные для детского питания. В целях обогащения пищевого рациона минеральными веществами и при непереносимости ребенком натуральных соков можно вместо питья использовать овощной отвар в количестве 50 - 70 мл.

Как вводить прикорм ребенку?

Прикорм - введение новой пищи, более концентрированной и калорийной, постепенно и последовательно заменяющей кормление грудью. К 5 мес. дети, как правило, удваивают массу тела, получая около 1 л грудного молока, которое в этом объеме не может обеспечить организм ребенка основными ингредиентами.

Как вводить прикорм при грудном вскармливании?

Начиная с возраста в 5 мес. часть грудного молока постепенно заменяется блюдами прикорма. Если ребенку во втором полугодии жизни не вводят прикорм, у него из-за дефицита питательных веществ развивается анемия, рахит, дистрофия. С прикормом ребенок получает продукты растительного и животного происхождения: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, а также клетчатку, которая необходима для правильного функционирования пищеварительного тракта. Потребность в количестве белка с введением прикорма увеличивается до 3 - 3,5 г и соотношение белков, жиров, углеводов изменяется (1:2:4). Вместе с тем ребенок приучается к пище густой консистенции, которую дают с ложки.

Первый прикорм грудного ребенка

Первым прикормом (в возрасте 5 мес) является овощное пюре или 5 % манная каша, приготовленная на овощном отваре или 50 % молоке. Через 2 нед 5% манную кашу заменяют 10% на цельном молоке. С 6 мес манную кашу чередуют с гречневой, овсяной, рисовой. В блюда прикорма вводят 3 - 5 г сливочного или растительного масла, которые, в частности, обогащают рацион витамином А и полиненасыщенными жирными кислотами, а также вареный яичный желток - вначале 1/4, затем 1/2 через день и творог (20 - 50 г). Вначале дают несколько ложек прикорма перед прикладыванием к груди. При хорошей переносимости прикорм увеличивают в объеме и в течение недели он вытесняет одно кормление грудью.

Второй прикорм грудного ребенка

Второй прикорм назначается в возрасте 6 мес в виде каши (манная и др.) или овощного пюре, если оно не было использовано в качестве первого прикорма. Таким образом, к 7 мес жизни два кормления грудным молоком заменяются блюдами прикорма.

Примерное меню грудного ребенка

В возрасте 7 мес ребенок получает 3-й прикорм - нежирный мясной бульон (не более 50 мл) или мясной фарш (около 30 г) из вареного мяса. Экстрактивные вещества, содержащиеся в бульоне, стимулируют желудочную секрецию, действуют возбуждающе на ЦНС и повышают аппетит. Поэтому детям с пониженным аппетитом мясной бульон можно назначить раньше, чем фарш. С 7-месячного возраста в питание вводят печенье, сухари; мясо можно заменять рыбой (с 8 мес) и печенью; ребенка начинают приучать пить из чашки (во время кормления он должен уже сидеть). Для улучшения вкусовых качеств и усвоения пищи блюда прикорма комбинируют (бульон с овощным пюре, каши с фруктовым соком).

Примерное меню ребенка 8 мес: 6 ч - грудное молоко; 10 ч - каша (150 г), желток (1/2), фрукты тертые или сок (50 г); 14 г - бульон (50 мл), мясной фарш (30 г), овощное пюре (100 г), сок (50 мл); 18 ч - кефир (150 мл), творог (50 г), печенье (15 г); 22 ч - грудное молоко.

По достижении 10 мес ребенку дают мясо в виде фрикаделек, суп овощной на мясном бульоне, хлеб и яблоко кусочками, чтобы он привыкал жевать плотную пищу. Оставшиеся кормления грудью заменяются кормлением цельным молоком или кефиром с 5% сахара. Таким образом, к концу первого года жизни ребенка переводят на питание с общего стола, но механически и химически щадящее. Оно должно быть сбалансированным по основным ингредиентам, должно обеспечивать интенсивно идущий обмен веществ. Планомерное отлучение от груди постепенно приводит к угасанию лактации, но в некоторых случаях для этого используется давящая повязка на грудь. Прекращать кормление грудным молоком в летнее время и при остром заболевании ребенка, а также во время проведения профилактических прививок не рекомендуется во избежание расстройства пищеварения.

Рацион питания ребенка в 6 месяцев

Полгода - это своеобразный рубеж для ребенка. Он начинает действовать осознанно, появляется масса раздражителей, на которые он раньше просто не обращал внимание. Однако однозначно важный аспект кормления остаётся важным и сейчас.

Стоит понять, что 6 месяцев - это рубеж для ввода прикорма из мяса, молока, овощей. Все эти продукты повлекут за собой массу изменений и быстрый рост малыша. Повыситься трофика мышц, усилится уровень интереса к окружающему миру, начнется активное познание всего, начнутся изменения не только в рационе питания, но и в режиме жизни.

Помните, что с вводом новых прикормов в рацион малыша начнутся изменения в его стуле. Сначала он будет адаптироваться к новым условиям жизни, а потом привыкнет. Поэтому не пугайтесь первым запорам, и нежеланию малыша какать. Войдите в положение, такого он ещё не знал и не ощущал.

Какие продуты должны быть в рационе питания ребенка в полгода?

1.

Вводить новое лучше с подобного. Иными словами используйте козье молоко, кисломолочные продукты. Эти белки помогут ребенку в 6 месяцев адаптироваться к тому, что собственно есть другие белки. Кроме того, ввод кисломолочного прикорма, позволит облегчить ситуацию с пищеварением и дефекацией.

2.

Овощи нужно вводить по одному в строгой последовательности. Сначала в рацион питания ребенка попадает морковь, затем тыква, картофель, капуста и после бобовые. Готовьте овощные пюре сначала из одного овоща. Потом когда введёте по очереди весь ряд, начинайте их смешивать.

3.

Отличный прикорм ребенка в 6 месяцев - это гречневая каша. Она хорошо влияет на сердечно-сосудистую систему, способствует выводу токсинов и просто хорошо усваивается организмом крохи.

4.

Мясо - это очень важный момент в рационе ребенка в 6 месяцев. Мясо лучше вводить с гречневой кашей или овощным пюре. Сначала пол чайной ложки, потом увеличивайте дозу. Мясной прикорм имеет отличные, а главное заметные результаты. Младенец становиться активнее, сильнее физически.

5.

С прикормами в питание полугодовалого ребенка вводят и первые растительные масла. Лучше использовать оливковое и кунжутное масло.

6.

Весте с твёрдой пищей, в рацион питания можно начинать вводить и новую жидкость. В частности чай и компоты. Сахароза и фруктоза необходимы для развития ребёнка, и жидкость идеальный вариант для ввода этих веществ.

Примерное меню ребенка 6,5 мес: 6ч - грудное молоко, 10 ч - 10% манная каша (150 мл), желток (1/2), сок (50 мл); 14 ч - грудное молоко; 18 ч - овощное пюре (150 мл), творог (30 г), тертое яблоко (20 г); 22 ч - грудное молоко. Для сохранения лактации и облегчения пищеварения кормления грудью целесообразно чередовать с прикормом.

Перед тем как сформировать рацион питания ребенка в 6 месяцев, определитесь с диетой и исключите сразу те продукты, которые вызвали аллергию, посредством контакта через молоко матери.

Рацион питания ребенка после года

Посмотрим, каким должно быть питание детей после года.

У здоровых детей уже к концу грудного периода расширяется ассортимент блюд, пища становится более разнообразной и густой по консистенции. Со второго года жизни ее необязательно готовить для ребенка отдельно, могут быть использованы блюда с общего стола: каши, супы, пудинги, гарниры, котлеты и др. Рацион питания ребенка после года должен включать котлеты из нежирных сортов мяса на пару, а трехлетние дети могут получать мясо, нарезанное кусочками, в поджаренном виде.

Острые приправы заменяют сливочным и растительным маслом или сметаной, из питания исключают крепкий чай и натуральный кофе; в раннем возрасте противопоказаны также какао и шоколад. В состав пищи должно входить определенное количество шлаков, которые необходимы для правильного функционирования желудочно-кишечного тракта.

Потребность в пищевых ингредиентах

В связи с продолжающимся интенсивным увеличением массы тела и дифференцировкой различных органов и систем ребенок нуждается в полноценной, разноообразной и сравнительно легко усвояемой пище. Относительная калорийность суточного его рациона с возрастом уменьшается (таблица).

Белки в питании детей после года

Аналогично изменяется и потребность в белке. Его количество для детей в возрасте от 1 года до 3 лет должно составлять 3,5 - 4 г/кг, от 12 до 15 лет - 2 - 2,5 г/кг в сутки. Отклонения в ту или другую сторону неблагоприятно отражаются на состоянии ребенка. Недостаток белка в пище приводит к задержке физического и психического развития, снижению иммунитета, нарушению эритропоэза. Избыточное поступление белков с пищей требует напряженной работы пищеварительного тракта, повышает интенсивность процессов межуточного обмена, увеличивает нагрузку на клубочковый и канальцевый аппараты почек в связи с усиленной экскрецией конечных продуктов азотистого обмена.

Дети после года нуждаются не только в оптимальном количестве, но и в качественной полноценности белка, поэтому в сбалансированных пищевых рационах должен быть использован различный по аминокислотному составу белок животного и растительного происхождения. Количество животного белка в пище у детей от 1 года до 3 лет должно составлять около 75%, от 7 лет и старше - 50%.

Соотношение белка и жира в пищевом рационе детей после первого года жизни составляет приблизительно 1:1. Жирами покрывается около 40 - 50% всей калорийности питания, из них не менее 10-15% должно приходиться на долю растительных жиров.

Углеводы для детей всех возрастных групп обеспечивают энергетические затраты организма. Суточная потребность в них по мере роста также уменьшается с 12-14 г/кг в первые годы жизни до 10 г/кг к концу периода детства.

Потребность ребенка в минеральных веществах и витаминах обычно удовлетворяется пищевыми продуктами, если ассортимент их достаточно разнообразен.

Рацион питания ребенка после 2 лет

До 2 лет ребенок питается 4 - 5 раз в день, а после этого, как правило, 4 раза. Для сохранения аппетита и лучшего усвоения пищи необходимо соблюдать определенные часы приема пищи. В промежутках между ними ребенка не следует подкармливать, особенно сладостями. Если он не может дождаться установленного часа кормления, ему разрешается дать несладкие сорта свежих фруктов и овощей. Детям с пониженным аппетитом за 10-15 мин до еды можно выпить 1/4 - 1/2 стакана простой воды комнатной температуры. Она обладает, по мнению И. П. Павлова, выраженным сокогонным эффектом.

В течение дня важно правильно распределить пищевой рацион по калорийности, учитывая, с одной стороны, необходимую длительность насыщения, с другой - допустимую нагрузку на пищеварительный аппарат. Каждое кормление должно включать высококалорийные продукты (яйцо, творог, сыр или мясо), а также легкоусвояемые и содержащие балластные вещества блюда из круп и овощей. У детей дошкольного возраста завтрак должен содержать 25% суточного калоража и состоять примерно из каши, сваренной на молоке, яйца или сыра, хлеба с маслом, чая или кофе "Здоровье" с молоком. Такой завтрак обеспечивает необходимую длительность чувства насыщения, сравнительно легкое усвоение и появление аппетита ко времени следующего приема пищи.

На обед ребенка после года приходится 35% общей суточной калорийности; рекомендуются супы, мясо или рыба с гарниром. На ужин и полдник (40% калорийности) включаются овощные блюда, творог, молоко, печеные изделия.

Для детей школьного возраста режим питания изменяется с учетом повышенной затраты энергии в первую половину дня. Они получают дополнительный горячий завтрак в школе. Калорийность их пищевого рациона в течение дня распределяется следующим образом: первый завтрак -25%, второй - 20%, обед - 35% и ужин - 20%.

При организации рационального питания детей дошкольного и школьного возраста используются вновь созданные продукты, обогащенные белком, незаменимыми жирными кислотами, минеральными веществами и витаминами, например, творог "Здоровье", сметана "Детская", сливочное масло "Диетическое", а также обогащенные молочным белком булочки "Орленок", "Школьные" и крупы "Здоровье", "Пионерская", "Спортивная".

Режим питания дня ребенка

Эстетика питания

С конца первого года жизни следует уделять внимание внешнему оформлению процесса питания ребенка. Он должен готовиться к приему пищи: отдохнуть после бурных и подвижных игр, помыть руки. Сервировка стола и соответствующая спокойная обстановка направлены на то, чтобы вызвать положительные эмоции и интерес к еде.

С 1 года 2 мес ребенка приучают при умывании подставлять руки под струю, самостоятельно садиться на стул и задвигать его, пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки.

С 1/2 лет ребенок привыкает мыть руки перед едой, самостоятельно есть, пользоваться салфеткой. На 3-м году жизни ребенок ест опрятно, держит ложку в правой руке, а на 4-м году может пользоваться вилкой.

Как составить режим питания?

Правильный режим питания для ребенка в любом возрасте очень важен. Соблюдая промежутки времени между приемами пищи у ребенка вырабатывается условный пищевой рефлекс, который обеспечивает ритмичную работу желудка.

Прием пищи должен быть регулярным и не зависеть от числа кормлений. В промежутках между кормлениями малышам ни в коем случае нельзя давать продукты, соки, фрукты. А особенно сладкое. Это все может привести к снижению аппетита, ребенок может отказаться от полезных блюд. В возрасте больше года питание ребенка приближается к питанию взрослого человека. В этом возрасте развивается жевательный аппарат, поэтому ребенок может справляться почти с любой пищей.

Составлять режим питания для ребенка очень важно и это требует особого подхода. При его составлении необходимо учитывать возраст ребенка, состояние здоровья и особенности развития.

У здорового малыша всегда устойчивый аппетит. Уже с рождения нужно прививать малышу правильный режим питания. Ведь точное его соблюдение способствует нормальному аппетиту.

1.

Количество приемов пищи должно быть определенным, а в ночное время ребенок должен отдыхать. Грудных детей это не касается. Кормить их необходимо в определенное время, этот процесс не должен быть быстрым или очень долгим.

2.

Пищи нужно давать столько, чтобы малыш наелся. По мере роста малыша, его рацион нужно обогащать новыми продуктами.

3.

Чтобы не нарушать аппетит ребенка избегайте отрицательных эмоций при кормлении. Если ребенок отказывается от приема пищи, ни в коем случае не заставляйте его. Иногда можно пропустить прием пищи, это приводит к усилению аппетита. Если малыш и дальше продолжает отказываться от приема пищи, обратитесь к врачу.

4.

При составлении режима питания нужно учитывать, чтобы еда, богатая белками, попадала в желудок малыша в первой половине дня. На ужин лучше давать творог, картофель или овощи.

5.

Если ребенок уже учится в школе, то режим питания нужно составить с учетом его занятий. Следите за тем, чтобы дети не покупали вредные продукты, к ним относятся чипсы, гамбургеры, кока-кола, заменяйте их нормальной едой. Соблюдение всех этих правил, здорового питания и правильного режима приема пищи, являются основой нормального развития ребенка.