Как проходит адаптация ребенка в детском саду

В жизни практически каждой семьи на определенном этапе возникает необходимость принятия важного решения – отдавать ребенка в детский сад или искать иные возможности его развития, иные условия обучения и воспитания.

Из этой статьи вы узнаете, как проходит адаптация ребенка в детском саду.

Как проходит адаптация ребенка в детском саду?

Зачем ребенку детский сад?

Решение начать водить ребенка в детский сад принимается взрослыми в силу разных причин. Чаще всего – это необходимость работать обоим родителям, а оставить малыша на целый день не с кем. В среднем около 85 процентов родителей, водящих детей в садик, признают детский сад самым благоприятным вариантом решения проблемы. Другие считают, что дети должны ходить в садик, чтобы не было трудностей в школе, поскольку, с их точки зрения, одна из основных функций детского сада – подготовить детей к школе. Третьи полагают, что детский сад может дать опыт общения со сверстниками.

Когда отдавать ребенка в сад?

Прежде чем ответить на этот вопрос, задумайтесь над тем:

Что должно делать для ребенка дошкольное учреждение? На что бы вы обратили внимание при выборе дошкольного учреждения? Что, с вашей точки зрения, важно для дошкольного учреждения? Игры и социальные мероприятия? Обучение? Наличие и того и другого? Или, может быть, что-то еще?

Помните, что, если для вас детский сад - необходимость, то для вашего ребенка - значительная перемена в жизни.

Для ребенка, привыкшего быть в центре внимания папы и мамы, очень сложно переучиться и привыкнуть к другому укладу, когда двое взрослых приходятся на целую группу детей. Нужно помнить, что ребенок воспринимает других детей в группе как своих братьев и сестер.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?

Вхождение в детсадовскую жизнь – очень трудный и напряженный этап для всех: и родителей, и педагогов, и психологов, и, в первую очередь, для самих малышей. Большинство педагогов и психологов считают, что легче всего протекает адаптация к детскому саду у детей в возрасте трех – трех с половиной лет. В этот период происходит изменение отношения ребенка к родителям и самому себе. Он психологически отделяется от взрослых, с которыми неразрывно связан, начинает во всем себя противопоставлять им. Поступление в детский сад в некоторой степени предоставляет ребенку возможность начать более самостоятельную жизнь, приобрести новый статус.

Кроме того, в этом возрасте ребенок, как правило, уже владеет речью, некоторыми навыками самообслуживания (может есть сам, мыть ручки, самостоятельно пользоваться туалетом и пр.), имеет опыт общения с взрослыми, начинает стремиться к самостоятельности и общению со сверстниками. Для него становятся особо привлекательными игры, рисование, лепка, аппликация, конструирование. Эти особенности помогают педагогам наиболее эффективно помочь ребенку адаптироваться в детском саду.

Тем не менее при попадании в обстановку детского сада у ребенка любого возраста начинается период адаптации, который продолжается 2–3 месяца. У разных детей он может протекать по-разному. Течение периода адаптации зависит также и от того, как родители подготовили ребенка к детскому саду.

Подготовка ребенка к детскому саду

В период подготовки к детскому саду очень важно оздоровить ребенка. Для этого заблаговременно следует побывать у врача-педиатра, посетить хирурга, невропатолога, отоларинголога и других врачей, сделать необходимые анализы. Если окажется, что у ребенка имеются какие-либо отклонения в деятельности отдельных органов, то до определения малыша в дошкольное учреждение необходимо провести соответствующее лечение.

Все положенные по возрасту профилактические прививки должны быть завершены не позднее, чем за месяц до оформления ребенка в дошкольное учреждение. В противном случае период адаптации к новой обстановке будет накладываться на период выработки у малыша послепрививочного иммунитета, также характеризующегося большим напряжением сил детского организма. Не рекомендуется отдавать ребенка в детский сад после перенесенного заболевания. Будет лучше, если он окрепнет дома.

Детский сад и болезни ребенка

В период адаптации к детскому саду дети начинают чаще болеть. В первые недели адаптации сопротивляемость организма особенно ослабевает. Поэтому надо готовить ребенка к детскому саду не только психологически. Пусть он летом как можно больше времени проведет на свежем воздухе, на природе. Осенью и зимой важно подобрать одежду и обувь ребенку так, чтобы ему было удобно и легко двигаться, чтобы тело «дышало». Немаловажной является практичность одежды, легкость ухода за ней, чтобы малыш был активным и не боялся испачкать одежду, стоя на одном месте.

Как облегчить период адаптации к детскому саду?

1.

Очень важно, чтобы родители использовали возможность познакомиться самим и познакомить малыша с детским садиком и воспитателями заранее. Хорошо, если мама (или папа) вместе с ребенком увидит группу, музыкальный и спортивный зал, изостудию и другие помещения сада, где проходят занятия. Для малыша – это новые яркие впечатления от игрушек, играющих детей, возможностей заниматься новыми делами. У него складывается собственное представление о садике.

2.

Родители должны рассказать воспитателю о ребенке, его особенностях, что ему нравится, а что нет, какими способами решаются конфликтные ситуации, что он умеет делать самостоятельно, а в чем надо ему помочь. Это поможет найти подход к ребенку.

3.

Родителям (конечно же, без ребенка) желательно побеседовать с медицинской сестрой или врачом.

4.

Хорошо, если родителям разрешат в дневное время гулять с ребенком на площадке детского сада.

Адаптация к детскому саду ребенку до года

1.

Как подготовить ребенка к детскому саду? Необходимо рассказать ребенку о садике и о причинах, по которым, он станет туда ходить. Пусть малыш поймет, что родители считают его достаточно большим, чтобы, как многие дети, он мог ходить в детский сад, что у детей, как у взрослых, есть своя «работа». Можно рассказать о том, как там бывает интересно, сколько друзей у него появится, чем они будут заниматься вместе в детском садике. Но не стоит слишком усердствовать и каждый день напоминать малышу об ожидающих его переменах, чтобы не сделать из предстоящего события проблему.

2.

Почему важно чтобы у ребенка был режим дня? Очень важное условие сохранения здоровья детей – это знакомство с режимом детского сада, который будет посещать ребенок, и постепенное установление его дома. В домашних условиях ребенок нередко поздно ложится спать, поздно встает утром, не спит днем. Как правило, часто плачущие по утрам в садике дети – те, которые не выспались, которые поздно ложатся спать. Значит, домашний режим ребенка, который готовится к посещению детского сада, должен быть исправлен так, чтобы он как можно больше напоминал режим детского сада.

3.

Почему важно чтобы у ребенка был режим питания? Нередко в детский сад приходят дети с такой избирательностью в пище, что это грозит ребенку постоянным чувством голода! Причем эта избирательность – не медицинская рекомендация, как, например, у детей с пищевой аллергией (это оговаривается при поступлении и затем учитывается воспитателями). Просто к трем годам ребенок привыкает есть только, например, сосиски, копченую колбасу и макароны. И если дома не вводить разнообразие в меню настойчиво и терпеливо, то завтраки, обеды и полдники в детском саду превратятся для ребенка в пытку.

4.

Какие неприятности могут возникнуть у ребенка в саду? Неприятности могут возникнуть и из-за отсутствия навыков самообслуживания. Может оказаться, что ребенок не умеет делать элементарные вещи: самостоятельно есть, пить из чашки, умываться, снимать и надевать штанишки, расчесывать волосы, обуваться и т. п. Необходимо научить этому ребенка, если он еще не умеет.

5.

Как помочь своему ребенку адаптироваться в детском саду? За время подготовки ребенок должен привыкнуть больше общаться с другими детьми и взрослыми. Для этого надо посещать детские площадки и парки, ходить на праздники, приглашать в гости сверстников ребенка и т. п. Важно наблюдать за поведением малыша. Если ребенок тянется к общению с детишками, но нерешителен или ему не удается найти общий язык с другими, если дерется или уединяется, надо помочь ему советом или предложить действовать с ним вместе. Родители должны показать, как можно действовать в непростых для него ситуациях: «Давай, познакомимся с этой девочкой. Скажи, как тебя зовут, и спроси, как ее зовут» или «Давай машинку дадим поиграть этому мальчику, а сами построим для нее гараж» и т. п.

6.

Как научиться ребенка делиться с другими детьми? Одно из преимуществ посещения детсада состоит в том, что это поможет вашему ребенку научиться делиться с другими детьми. Но, чтобы с кем-то чем-то поделиться, нужна уверенность, что и тебе этого чего-то хватит. Поэтому эмоционально уязвимый или незрелый малыш, возможно, окажется не готов находиться в большой группе. Возможно, таких детей лучше постепенно научить делиться с другими - дома, перед тем, как отдать в детский сад.

7.

Как научить ребенка играть с другими детьми? Дональд Уинникотт описал, как малыш постепенно переходит от стадии игры с самим собой в присутствии взрослых к совместной игре со своими ровесниками. Под совместной игрой понимается умение брать и давать, делиться не только игрушками, но и идеями и представлениями. При совместной игре ребенок учится строить отношения с другими людьми. Дошкольное учреждение дает детям возможности для развития этих навыков.

Еще рекомендации родителям:

Маме нужно постараться находиться рядом с ребенком меньше, чем обычно, постепенно увеличивать расстояние на прогулках между собой и малышом, на большее время оставлять его играющим в комнате, «вспомнив» о делах на кухне, и т.д. Этому можно посвятить летние месяцы. Чем более развита эмоциональная связь с матерью и сложнее психика ребенка, тем труднее будет протекать адаптация.

Следует очень аккуратно и внимательно давать обещания ребенку - не стоит обещать то, что сложно сделать или не входит в планы взрослых. Доверие – очень важная характеристика отношений между взрослыми и детьми. Доверие малыша к словам матери поможет переносить в первое время пребывания в садике разлуку: «Ведь мама обещала, значит, так и будет».

Адаптация ребенка в условиях детского сада

Вхождение ребенка в детский сад должно быть постепенным. Вначале нужно привести его в группу, познакомить с воспитателем, с ребятами, посмотреть вместе с ним игрушки, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой. Затем несколько дней пребывание в детском саду должно ограничиваться временем до дневного сна, в дальнейшем в зависимости от состояния ребенка это время постепенно увеличивается.

В первый день отвести ребенка в детский сад должен кто-то из родителей, даже если в другие дни это будет делать соседка или няня. Если при расставании он заплачет, это обычное явление, почти нормальное. Смело уходите. Если вы останетесь, ребенок начнет жалеть себя (а вы – его). Когда вы уйдете, новая обстановка отвлечет его. Вечером непременно приходите за ним сами, на первых порах это действительно необходимо. Если же по прошествии 2 недель ребенок по-прежнему плачет при прощании, обсудите с воспитательницей дальнейшую линию поведения. Возможно, он еще не созрел для детского сада.

Вполне возможно, что это вы, его мать, еще не созрели для разлуки с ребенком и своей тревожностью затрудняете его первые недели в детском саду. В таком случае встречать и провожать ребенка может отец до тех пор, пока он не привыкнет.

Для родителей непросто будет в это время оставаться уверенными, спокойными и терпеливыми. Вот такие советы можно дать родителям на первое время пребывания ребенка в детском саду.

Какими должны быть первые недели в детском саду?

1.

Собираясь в сад, рассказывайте, сколько интересного ждет ребенка в новом месте.

2.

Если малыш с трудом расстается с матерью, то лучше, если первое время приводить его в детский сад станет отец или бабушка.

3.

Можно предложить ребенку брать с собой в детский сад любимую игрушку. Она поможет ему не чувствовать себя первое время одиноко.

4.

По договоренности с воспитателями начните приводить ребенка на небольшое время – часа на два или до обеда, постепенно увеличивая время пребывания ребенка в садике.

5.

Расставаясь, не забудьте точно сказать ребенку, когда за ним вернетесь. И обязательно сдержите свое обещание!

6.

Расставайтесь с малышом быстро. Долгие прощания могут вызвать тревогу у ребенка или дать надежду, что маму можно удержать и не отпустить.

7.

Приходя за ребенком, не проявляйте обеспокоенность, не выясняйте у него, насколько плохо и грустно ему было, много ли плакал (это лучше выяснить у воспитателя). Не жалейте его, не ведите в магазин за конфетами и игрушками, а похвалите за то, что он провел время с ребятами в детском саду, поинтересуйтесь, что успел сделать.

8.

Оказывайте ребенку эмоциональную поддержку. В свободное от детского сада время старайтесь уделять ему больше внимания, придумывайте совместные игры и занятия (рисование, чтение, прогулки, беседы). Очень полезной для ребенка станет совместная игра в детский сад: можно «проиграть» сложные для малыша ситуации и положительно решить проблемы через игрушку.

9.

Проследите настроение ребенка, его состояние, когда он начнет проводить в детском саду целый день. Если он покажется очень уставшим, то старайтесь его забирать немного пораньше.

В период привыкания ребенка к детскому учреждению важно учитывать, что, находясь в группе, он чувствует себя скованно и вынужден сдерживать свои эмоции. Это приводит к внутреннему напряжению, которое, если его не разрядить, может стать причиной невроза. Поэтому дома, в привычной для ребенка обстановке, следует предоставлять ему возможность играть в веселые подвижные игры и выражать эмоции в полной мере, так как это устраняет накопленное в детском саду напряжение.

Проблема адаптации ребенка в детскому саду

Почему возникают трудности в первые недели в детском саду? Следует знать, что иногда трудности появляются через 3–4 недели. Однажды утром без всякой видимой причины ребенок может расплакаться перед уходом; иногда он видит кошмарные сны. Бывает и так: просидев два дня дома с легкой простудой, на третий он отказывается утром вставать.

Что происходит?< В первые 2–4 недели оказывали свое действие и новизна, и радость общения с другими детьми. Ребенок был горд тем, что ходит в детский сад, как старшие дети. Затем, возможно, в связи с тем, что ребенок слишком быстро оказался предоставленным самому себе или посторонним (например, соседка отводит его утром или забирает вечером), или же почувствовал себя потерянным среди такого количества детей, он теперь оценил свои потери, связанные с поступлением в детский сад (привычные удобства, прогулки с мамой и др.). И тогда разыгрывается настоящая драма в тот момент, когда ее уже не ждали.

Время адаптации в детском саду

Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2–3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь как можно чаще сами отводить его в детский сад или забирать оттуда. Если он обедает в детском саду, следует внимательнее отнестись к ужину, а в выходной день можно составить меню по желанию ребенка. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит. Появление у ребенка желания подарить воспитательнице цветы (что вполне естественно) или пригласить к себе нового товарища по детскому саду свидетельствует о том, что для него больше не существует резкой границы между жизнью дома и в детском саду, отныне одна является продолжением другой.

Поддерживайте с детским садом тесные связи, регулярно беседуйте с воспитательницей. Она наверняка расскажет вам о вашем ребенке немало такого, чего вы не замечаете и что вам будет полезно узнать. Часто дети ведут себя в детском саду иначе, чем дома, и здесь воспитательница поможет вам раскрыть и решить некоторые небольшие проблемы. Со своей стороны вы, беседуя с ней, можете помочь ей лучше понять реакции ее маленького воспитанника.

Детский сад – важный этап в жизни ребенка, когда он учится общению, поведению в коллективе, взаимодействию со сверстниками. Пропускать этот этап крайне нежелательно: ведь тогда всеми необходимыми социальными навыками ребенку придется овладевать в школе.

Новое о взрослых

Маленькие дети считают своих родителей источником всех благ, и поэтому у них складывается представление о родительском всемогуществе и всеведении. В дошкольном учреждении ребенок начинает понимать, что источником благ способны быть не только родители, но и другие взрослые. Ребенок узнает, что его учителя знают что-то, чего не знают родители, и это вызывает у него желание выйти во внешний мир из привычного семейного круга. А это желание очень важно, ибо скоро вашему ребенку исполнится пять, и тогда он должен будет сделать важный шаг - пойти в «настоящую школу».