Как научить ребенка понимать последствия поступков?

Третий закон Ньютона гласит, что всякому действию соответствует равное ему и противоположно направленное противодействие. Законы человеческого поведения не поддаются такому строгому количественному измерению, и их, увы, не так легко предсказать. Тем не менее можно с уверенностью утверждать, что любое действие человека будет иметь определенные последствия - положительные, отрицательные или нейтральные.

Детям необходимо усвоить эту концепцию последствий в качестве первого шага к контролю над собственным поведением. Еще до того, как ребенок освоит навыки абстрактного причинно-следственного мышления, его уже можно приучать к мысли, что каждый поступок имеет свои последствия.

Как научить ребенка понимать последствия поступков?

В самом начале своей карьеры мне довелось работать с группой мальчиков, у которых наблюдались серьезные отклонения в поведении. Меня поразил тот факт, что они постоянно действовали только на основе своих мгновенных импульсов и желаний, абсолютно не контролируя собственные поступки. Для каждого ребенка мы разработали надежную систему знакового стимулирования, то есть тщательно подобранных конкретных последствий. Этот опыт заставил меня задуматься о том, почему одни дети могут контролировать свое поведение, а другие нет.

Впоследствии я провела исследование на тему, каким образом дети принимают решение выполнять работу по дому в отсутствие формализованной системы поощрений и наказаний. Я исходила из предпосылки, что если родители четко доводят до детей определенные и неизменные последствия их действий, то это оказывает сильное влияние на способность ребят управлять своим поведением. По моим предположениям, дети в таких условиях должны прочно усваивать установленные правила, формировать причинно-следственные связи и соответственно вести себя. Исследование полностью подтвердило мои мысли.

В результате семилетний мальчик научился застилать утром свою постель, хотя очень не любил этого делать. Он понял, что если выполнит эту работу, то сможет вечером посмотреть телевизор, а если не выполнит, то к телевизору его не подпустят. Через несколько месяцев выполнение данного задания стало для него неотъемлемой частью режима дня, и жесткая система применения последствий утратила свою необходимость.

Малыши должны понимать, что если они будут вести себя хорошо, то их ожидают положительные последствия. И наоборот, если они будут вести себя плохо, то последствия будут отрицательными. Когда у детей сформируются мыслительные навыки, они с помощью причинно-следственной логики смогут определить, какие последствия будет иметь то или иное принятое ими решение. Данная модель мышления позволит им в будущем стать ответственными людьми.

Родители учат детей, как себя вести, сообщая им о своих ожиданиях, устанавливая правила и увязывая их выполнение или невыполнение с определенными последствиями. Если ребенок ведет себя в соответствии с ожиданиями и правилами, то последствия положительные. Если он не слушается и нарушает эти правила, то последствия отрицательные.