Как научить ребенка писать сочинение | Как научить ребенка писать изложение

Рано или поздно в обязанности школьника начинает входить выполнение домашних заданий, среди которых самым сложным и ответственным можно считать написание сочинения. Как правило, на начальном этапе ребенок без помощи взрослых воспроизвести сочинение не может, поэтому родителям очень важно знать, как научить школьника красиво излагать сочинение, ведь оно помогает ребенку широко мыслить и правильно излагать свои анализы по тексту.

Из этой статьи вы узнаете, как научить ребенка писать сочинение, а также о том, как научить ребенка писать изложение.

Как научить ребенка писать сочинение?

Рекомендации, по написанию сочинения:

Помочь ребенку написать сочинение совсем непросто, а научить его это делать самостоятельно - еще сложнее. Для начала следует сделать четкую установку на то, что ребенок должен будет писать сочинение самостоятельно, то есть вы ему будете только помогать, а не писать за него. Этот важный момент сразу расставит все точки над "i" и напомнит ребенку, что в сочинении должны использоваться исключительно его мысли и знания. Кроме того, педагог даже с небольшим опытом сможет отличить сочинение, написанное ребенком и взрослым. В помощь ребенка можно дать примерные сочинения по русскому языку, однако, следует четко отличать чужие мысли от мыслей ребенка. Многочисленные примеры сочинений должны дать ребенку направление, но не основой. Также не позволяйте ребенку списывать сочинения с ресурсов Интернета и даже не думайте облегчить его задания, каким бы занятым он ни был. Раз сочинение есть в школьной программе, значит, ребенок может с ним справится.

Рекомендаций по тому, как научить ребенка писать сочинение, может быть много. В частности, вам необходимо проследить за тем, чтобы ребенок прочитал текст-оригинал, о котором в сочинении необходимо писать. Далее помогите ребенку выбрать тему для сочинения, которых обычно дается несколько на одно произведение. Если тема уже выбрана, поработайте с ребенком над планом и основными акцентами. То есть, например, если вы пишете сочинение о каком-либо персонаже произведения, то в плане укажите, какие именно его черты вы хотели бы выделить в хронологическом порядке, как они проявляются в тексте. Если же вы пишите о времени, затронутом в произведении, то целесообразно будет дать собственную оценку обстановки и сюжета. Также не забывайте, что сочинение является оригинальной работой школьника, поэтому в изложении материала постарайтесь не вносить своих корректировок, а только указать ребенку, где, по вашему мнению, есть слабые места. После составления плана и определения хронологической последовательности изложения останется только написать сочинение.

Как дети пишут сочинение в школе?

Необходимые организационные навыки: начало работы, устойчивое внимание, планирование, организация, управление временем, метапознание.

Возраст: 8-14 лет; обычно дети не пишут сочинений и докладов до третьего класса, и для малышей они не длиннее пяти абзацев. Если вашему ребенку всего 8 лет, возможно, придется сократить форму чтобы научить ребенка писать сочинение.

Методы обучения написанию сочинения

1

Шаг. Работа над темой.

Если ребенку нужно придумать тему сочинения, убедитесь, что вы понимаете требования к заданию. Возможно, придется позвонить учителю или другу ребенка, чтобы уточнить детали. По правилам мозгового штурма на первом этапе принимаются и записываются все идеи. Чем более безумными они будут, тем лучше: безумные идеи часто ведут к хорошим и пригодным для использования. На этом этапе не допускается критика ни со стороны ребенка, ни со стороны родителя. Если ребенку сложно предложить идеи самостоятельно, подбросьте ему пару своих чтобы написать сочинение. Как только у вас закончатся идеи, изучите весь список и обведите самые стоящие. Возможно, уже сейчас ребенок решит, на какую именно тему будет писать работу. Если нет, обсудите с ним, что ему нравится и не нравится в каждой идее. Так будет проще сделать правильный выбор.

2

Шаг. Работа над содержанием.

После выбора темы опять начинается мозговой штурм. Попросите ребенка: «Расскажи мне все, что ты знаешь или хотел бы знать об этой теме». Снова запишите все идеи и вопросы, какими бы безумными они ни казались.

3

Шаг. Организация содержания.

Теперь посмотрите на все идеи и вопросы. Подумайте вместе с ребенком, можно ли организовать этот материал чтобы написать сочинение. Если задание - сделать доклад, вероятно, вы организуете информацию в такие группы: как они выглядят, где живут, что едят, кто их враги, как они себя защищают. Придумайте заголовки к каждой теме и запишите под ними все детали. Некоторым родителям на этом этапе удобно пользоваться стакерами. Во время мозгового штурма каждая идея или вопрос записываются на отдельном стикере. Затем бумажки организуются на столе под заголовками, и таким образом формируется структура работы. В соответствии с этой структурой можно уже писать (или диктовать) текст.

4

Шаг. Первый абзац.

Часто это самая сложная задача. В первом абзаце должно быть лаконично описано, о чем будет работа. Например, в докладе об аардварках вступительный абзац мог бы быть таким:

Этот доклад посвящен странному животному, которое называется аардварк. Прочитав его, вы узнаете, как они выглядят, где живут, что едят, кто их враги и как они себя защищают.

Еще одна функция вступительного абзаца - привлечь внимание читателя, дать ему интересную информацию, чтобы раззадорить его любопытство. Например, к абзацу, приведенному выше, можно было бы добавить два таких предложения:

Читатель также узнает о значении слова «аардварк» и о том, из какого языка оно пришло. А если и это не подогрело ваш интерес, я расскажу о том, почему у них липкий язык - хотя, возможно, вы совсем не хотите это узнать!

Для детей, которым нелегко даются письменные задания, создание первого абзаца сочинения может быть очень трудной задачей. Им, скорее всего, понадобится ваша помощь. Вы можете задавать общие вопросы вроде «Что читатель узнает из твоего сочинения?» или «Как ты думаешь, почему читателю будет интересно ознакомиться с твоей работой?» Если этого недостаточно, можно дать ребенку готовую модель. Вы можете написать вступительный абзац на тему, схожую с той, над которой работает ребенок, или использовать в качестве примера абзац, приведенный здесь. Если ребенку нужна более конкретная помощь, обеспечьте ее. Затем посмотрите, нужна ли ему такая поддержка в дальнейшей работе над сочинением. Помните, часто первый абзац - самый сложный.

5

Шаг. Оставшаяся часть работы.

Чтобы направить ребенка, предложите остаток работы разбить на части, каждая из которых будет иметь заголовок (примерно так же структурировано наше руководство). Помогите составить список заголовков и посмотрите, сможет ли ребенок дальше работать самостоятельно. Каждый абзац должен начинаться с главного предложения, которое отражает основную мысль. За ним следуют 3-5 предложений, раскрывающих или поясняющих основную мысль. Для связи предложений или абзацев полезно использовать слова-связки. Простые примеры таких слов: и, поскольку, также, вместо этого, однако, итак. Примеры более сложных слов-связок: хотя, более того, с другой стороны, таким образом, в результате, наконец, в заключение.

На ранних этапах обучения детям необходима существенная помощь. Может показаться, что фактически половину работы делаете вы. Со временем ситуация должна улучшиться, особенно если в конце каждого занятия вы хвалите ребенка за то, что у него хорошо получилось. Особо отмечайте то, что стало получаться именно в этот раз. Можно сказать: «Мне очень понравилось, как сейчас ты сам справился с заголовками: все придумал сам, и моя помощь не понадобилась».

Если вы не видите никаких улучшений - или понимаете, что вам не хватает времени или навыков, чтобы научить ребенка писать сочинения и доклады, - поговорите с учителем о том, можно ли организовать дополнительную поддержку в школе. Даже если вы можете помогать ребенку, обратиться за помощью стоит, если вы видите, что ребенок сильно отстает по сравнению со сверстниками.

Как научить ребенка писать изложение?

Изложение является одним из видов письменной работы, которая отражает восприятие и осмысление текста ребенком и последующего его изложение. Как правило, изложение бывает повествовательно, описательного и рассудительного характера. В текстах обычно наблюдается сочетание нескольких типов, поэтому ребенка следует учить всему сразу. В школьной программе изложение занимает промежуточное состояние между диктантом и сочинением, и нередко школьникам оно дается с трудом. Причин тому может быть несколько, начиная от скромного словарного запаса ребенка и его невнимательность, заканчивая плохой памятью и непоседливостью.

Советы о том, как ребенку научиться писать хорошие изложения:

Для того чтобы ребенок научился писать хорошее изложение необходимо подготавливать его по нескольким дисциплинам.

1.

В частности, необходимо развить его память, научить его кратко фиксировать содержание и расширить его словарный запас. Чтобы улучшить память ребенка, вам следует начать с ним учить небольшие стихотворения и чаще просить его пересказывать тексты. При этом пересказ текста базируется в основном на хорошем знании материала и частом чтении. То есть вам следует научить ребенка читать осмысленно и пересказывать суть.

2.

Чтобы научить ребенка писать изложение и кратко фиксировать содержание произведения, вам необходимо показать ему, что любой текст можно разбить на смысловые блоки, суть которых кратко записывается в нескольких словах. Так, хорошо помогает упражнение на кратковременную память. Вам необходимо прочитать ему отрывок, который вы далее вместе с ним разобьете на несколько смысловых блоков. Потом вы должны будете по одному разу зачитать эти блоки, при этом после каждого из них дайте ему несколько минут, чтобы он смог в нескольких словах зафиксировать смысл, то есть выделить суть блоков.

3.

В результате проделанной работы ближе подойдете к решению вопроса о том, как научить ребенка писать изложение, если попросите с помощью его записей воспроизвести текст. Такая тренировка позволит ему выделять в тексте самое существенное и научиться пересказывать, что для письменного изложения является половиной успеха. Также не забывайте работать над его словарным запасом, а именно стимулировать частое чтение книг, соответствующих его уровню развития, на различные темы.

Теперь вы знаете, как научить ребенка писать изложение.