Как проводят метод воспитания условными поощрениями?

Убедившись, что ребенок понял и суть заданий, и принципы работы данного метода, взрослые начинают постоянно и последовательно проводить его в жизнь. Очень важно, чтобы система условных поощрений всегда работала одинаково независимо от того, кто из взрослых в данный момент за нее отвечает. Поскольку метод воспитания условными поощрениями обычно сосредоточен на работах по дому, необходимо, чтобы оба родителя не только сами последовательно и постоянно использовали его, но и заручились поддержкой всех других лиц, участвующих в воспитании ребенка. Они должны рассказать им о системе так же подробно, как и самим детям, а затем следить, чтобы она всегда применялась одинаково.

Как проводят метод воспитания условными поощрениями?

Заработанный шарик опускается в банку сразу же после выполнения того или иного задания. Родители в полной мере используют воспитательные возможности момента, если будут сопровождать эти действия улыбкой, объятиями и похвалой. Они должны перечислить все элементы задания, которые ребенок выполнил успешно, особенно если работа была для него сложной, и сказать, что гордятся им, что его успехи доставляют им радость. Все это подкрепляет элементы хорошего поведения и повышает вероятность того, что ребенок захочет их повторить.

Если ребенок не выполняет задание или нарушает установленные стандарты качества, то родители должны лишь констатировать, что шарик он за это не получит. При необходимости можно кратко напомнить о причинах такого решения. На этом все дискуссии должны сразу же закончиться - за исключением тех случаев, когда ребенок действительно не понимает, в чем его промах. Если родители позволят втянуть себя в продолжительные обсуждения и споры, то нарушат сам принцип системы условных поощрений. Если же мы будем привлекать внимание к неудачам ребенка, то тем самым создадим подкрепление ошибочных образцов его поведения.

Подсчет шариков в банке становится ежевечерним семейным ритуалом и дает возможность еще раз подкрепить похвалой успехи ребенка.

С банкой не поспоришь!

Вскоре после введения в действие системы условных поощрений многие родители обнаруживают, что дети отводят банке с шариками роль главного элемента всего процесса. От этого система только выигрывает, и взрослые должны поощрять такую тенденцию. Если ребенок еще совсем маленький, то процесс подсчета шариков можно превратить в игру. Мать, например, спрашивает у банки, сколько шариков в ней лежит. Взрослому человеку это может показаться нелогичным и даже глупым, но, с точки зрения малыша, банка живет своей собственной жизнью. Не родители, а именно банка определяет, сколько времени для игры он заработал и сколько возможностей упустил. Если в ней лежит всего один или два шарика, то ребенок абсолютно четко представляет Себе, что полностью посмотреть передачу по телевизору ему сегодня не удастся.

Одно из главных преимуществ метода воспитания условными поощрениями состоит в том, что она позволяет избегать всевозможных споров, как бы выводя маму с папой из игры, - ведь с банкой даже самый раздражительный и упрямый ребенок долго спорить не будет! В конечном итоге благодаря этой объективной системе ребенок начинает понимать, что шарики и символизируемое ими вознаграждение находятся в прямой зависимости от его собственных действий.

Как только порученное задание становится для ребенка постоянной привычкой, родители вместе с ним решают вычеркнуть его из списка и заменить другим. Разумеется, со временем банка с шариками вообще утрачивает свое значение. Взрослые могут принять решение отменить эту систему, а затем снова прибегнуть к ней, если какие-то моменты в поведении ребенка вновь потребуют вмешательства. Банка с шариками - это всего лишь инструмент, а каждый человек сам решает, какими инструментами ему пользоваться в работе.

Иногда система условных поощрений дает весьма положительный побочный эффект. Многие родители отмечают, что банка с шариками не только формирует у детей полезные навыки, но и дает возможность им самим лучше сосредоточиться на воспитательном процессе. В результате ребята меняют в лучшую сторону свое поведение, а родители начинают понимать, чего им можно ожидать от своих детей, учатся четче формулировать свои требования к ним и применяют методы положительного подкрепления в нужный момент.

Кто бы мог подумать, что простая банка с шариками может обладать такой силой!