В каком возрасте можно применять метод воспитания отсутствием ответа?

«Отсутствие ответа» - это применение поведенческого принципа игнорирования в его чистой форме. Данный метод позволяет предельно просто добиться устранения нежелательного поведения за счет отсутствия внимания к нему.

В каком возрасте можно применять метод воспитания отсутствием ответа?

Данный метод может с успехом использоваться по отношению к детям от двух лет до старшего подросткового возраста. Наиболее эффективным данный метод является в ситуациях, когда ребенок пытается привлечь к себе внимание родителей недопустимыми средствами - дуется, капризничает, клянчит подарки, устраивает истерики. Обычно он при этом осознает, что ведет себя плохо. Иногда такое поведение объясняется усталостью или плохим самочувствием. Однако и в этом состоянии он вполне способен вести себя должным образом. Но запомните, что метод «отсутствие ответа» не должен применяться в случаях, когда поведение ребенка нельзя игнорировать, например когда он совершает опасные поступки или проявляет агрессию.

Ключевым моментом в применении данного метода является осознание ребенком причинно-следственной связи между своим поведением и отсутствием родительского внимания. Родители должны доходчиво объяснить ребенку, что будут игнорировать его, поскольку он ведет себя плохо, и это будет продолжаться до тех пор, пока он не изменит свое поведение. В данном случае можно использовать, например, такие выражения: «Пока ты хнычешь, я не буду обращать на тебя внимания» или «Пока ты не прекратишь разговаривать со мной таким тоном, я тебе отвечать не буду».

Сразу же вслед за таким заявлением родитель должен выполнить то, что обещал, то есть переключить свое внимание на что-то другое, повернуться к ребенку спиной или выйти из комнаты, игнорируя нежелательное поведение и отказываясь общаться или спорить. Все это должно происходить в спокойной обстановке, без скандалов и ссор.

Каждый раз, когда Жанин чего-нибудь хочется, она начинает хныкать. Девочка ноет, когда ей хочется пойти погулять, когда не может найти свои туфли, когда хочет, чтобы ей дали сок или купили игрушку.

У матери тоже сложилась соответствующая привычка. Она привыкла реагировать на нытье Жанин. Она говорит ей, что хныкать нехорошо, что от этого лицо становится некрасивым, что это не нравится окружающим. Но мать постоянно разговаривает с Жанин, когда та ноет, тем самым уделяя внимание ее плохому поведению.

Однажды мать попробовала новый подход. Когда Жанин в очередной раз начала хныкать, женщина спокойно, но твердо сказала: «Жанин, сейчас же прекрати ныть. Я не буду с тобой разговаривать, пока ты не сменишь тон». Затем она взялась за чтение рецептов и приготовление еды.

Следующие пять минут Жанин продолжала хныкать. Затем вдруг остановилась, подошла к матери, дернула ее за передник и сказала: «Мама, извини». Мать улыбнулась и ответила: «Вот так-то лучше».

На протяжении нескольких последующих дней Жанин время от времени вновь принималась ныть. Но каждый раз мать заявляла, что будет игнорировать ее, пока нытье не прекратится. Уже через две недели Жанин полностью рассталась со старой привычкой. Мать просто поразилась своему успеху.

Как только ребенок изменил тон общения, родители должны сразу же подкрепить такое поведение, уделив ему максимум позитивного внимания.

Полезно также отметить подобную смену настроения улыбкой и словами: «Вот так-то лучше».

Эффективен ли метод воспитания отсутствием ответа?

На эффективность влияют три ключевых момента, и каждый из них чем-то отличается от обычной практики родителей в воспитании детей. Во-первых, отец и мать должны объяснить ребенку, что его будут игнорировать в результате неправильного поведения. Во-вторых, они должны строго придерживаться избранной тактики и не уделять ребенку абсолютно никакого внимания, пока тот не изменит своего поведения. В-третьих, родители при этом должны сохранять спокойствие.

В ходе применения данного метода дети могут сразу же улучшить свое поведение, а могут и проявить упрямство. Однако многие родители отмечают, что им достаточно всего несколько раз воспользоваться «отсутствием ответа», чтобы ребенок избавился от вредной привычки.