Почему появляются плохие отношения в семье?

На воспитание ребенка влияют негативные отношения в семье. У хулиганства много лиц. Я уже упоминала, что нередко хулиганы на поверку сами оказываются жертвами. Особенно это очевидно в случаях, когда ребенок подвергается прямому физическому или моральному оскорблению. Труднее проследить и установить то, как в хулиганстве ребенка отражаются взаимоотношения взрослых в его семье.

Отношения детей с друзьями сильнейшим образом копируют те отношения, которые они наблюдают между родителями. Каждый раз, когда родители жалуются, что их дети дерутся и обижают друг друга, я прежде всего интересуюсь, нет ли противостояния в отношениях между родителями. Ваш ребенок сознательно или бессознательно замечает едва уловимые изменения или нарушения в семейных отношениях. И часто дети начинают изображать ваше поведение в своих играх с друзьями или братьями и сестрами.

Конечно, во взаимоотношениях родителей не обходится без разногласий, и это нормально. Важно равновесие между хорошими отношениями и плохими. Дети постоянно становится свидетелями того, как это равновесие нарушается, и при этом зачастую проявляют готовность натравить родителей друг на друга. Например, ребенок просит: «Папа, дай мне денег», когда мама уже сказала «нет».

Иногда дети с интересом наблюдают за тем, как взрослые достигают равновесия во взаимоотношениях, но порой это вызывает у них недоумение.

Важен не баланс между плохим и хорошим в отношениях между родителями, а то, в каком свете видят это дети. Родители должны показывать детям, что баланс силы в отношениях постоянно меняется. Целью служит не равновесие, а его подвижность.

Если один из родителей будет постоянно жаловаться на силу другого, то дети не смогут понять, в чем смысл гибкости отношений. Таким образом, в некотором смысле агрессивное поведение - обычная для детства проблема. Дети всегда будут пробовать управлять своими родителями и пробовать слушаться их.

Игра как способ понять

Чтобы испытать, проработать и понять ситуацию, которая ставит их в тупик, дети используют различные типы поведения. В частности, понять «непостижимое и загадочное» поведение взрослых нередко помогает игра: дети проигрывают непонятную ситуацию и разбираются в ней.

Двенадцатилетнего Мэтью привели ко мне из-за того, что он грубо и агрессивно вел себя с матерью и учителями. На первой встрече мама мальчика пожаловалась: «Он такой грубый... Я чувствую агрессию с его стороны». Когда я спросила, кого еще в семье можно считать агрессивным, оказалось, что отец Мэтью - человек внимательный и заботливый, но не умеет выражать свои чувства, нежность и любовь. Например, если мама болеет, то отец выражает свою заботу, раздраженно ворча: «Ну-ка, марш в постель. Я присмотрю тут за всем, а ты сейчас же ложись».

Мэтью рос, уверенный, что «мужчины обижают женщин». Когда он грубо разговаривал с одноклассницами или учительницей, его поведение воспринималось как оскорбительное, но сам мальчик очень удивлялся такому толкованию - с его-то точки зрения, он учился быть мужчиной, а не хулиганом!

Сходным образом, девочка, которая видит, что ее мать подавляют, наверняка сделает вывод, будто женщины должны жертвовать своими интересами ради мужчин. В дальнейшей жизни она будет вести себя так, точно жертвует собой, всем своим видом показывая, насколько это прекрасно. В ее представлениях ничего не изменилось, она просто пытается стать женщиной - так, как это понимает с детства.

Когда родители запугивают своих детей

В ходе нашей первой встречи девятилетняя Дженнифер нарисовала ужасное оскаленное лицо, зубастое и грозное.

«Это жуткое лицо, - сказала девочка, - моей мамы».

«У твоей мамы жуткое лицо?»

«Иногда. Жуткое лицо моей мамы очень страшное. От него у меня душа в пятки уходит».

Судя по всему, Дженнифер совсем не умела дружить. Другие дети избегали ее, так как она пыталась всеми командовать, что очень быстро переходило в ругань и драку. На семейных встречах обнаружилось, что ее мама тщетно пытается делать все возможное для своих детей, но при этом невольно запугивает их. Ее собственная мать была холодной, авторитарной женщиной. Она очень хотела более близких и теплых отношений со своими детьми. Однако иногда, при стрессе или сильном желании «сделать все правильно» она теряла терпение и требовала (то есть угрожала), чтобы дети рассказали ей о своих проблемах. Понятно, что в такие моменты им очень не хотелось этого делать.

В семье существовало мнение, что «у мамы ужасный характер». В моменты, когда мама терроризировала детей, отец пытался как-то все сгладить, но в то же время сильно расстраивался и не мог совладать со вспышками своей жены. Дженнифер не считала себя агрессивной, она просто копировала поведение своей матери, пытаясь заставить окружающих повиноваться ей.

В обычной семье присутствует много агрессии, но никто не называет это агрессией. Дети агрессивно ведут себя по отношению к родителям, а родители к детям. Родители обычно называют свою «агрессию» дисциплиной и контролем. Детская агрессия выражается в повышенных требованиях, постоянном нытье и вызывающем поведении.

Почему появляются плохие отношения в семье?

Родители зачастую ощущают над детьми огромную власть. В процессе развития ребенок должен найти решение этой проблемы, и некоторые дети думают, будто агрессивное поведение по отношению к родителям - самое верное средство добиться своего. И дети и родители стремятся завоевать признание в семье, хотят быть услышанными, хотят, чтобы с ними считались. И те и другие понимают, что в семейных отношениях невозможно обойтись без разочарований и что не существует совершенных родителей или совершенных детей, и поэтому так или иначе позволяют агрессию по отношению к себе. Некоторые члены семьи всегда будут пытаться заставить других делать то, что они хотят. А другие члены семьи не будут этого делать.

Но как отличить сильную личность от агрессивной? Прежде всего, по тому, как воспринимают действия этого человека окружающие. Родитель, или даже ребенок, который твердо противостоит агрессивным требованиям, предотвращает возможную агрессию со стороны других членов семьи. Таким образом, агрессию проще всего определить по соотношению между убедительным требованием и ответом на это требование.

Сопротивление очень важно, так как в раннем детстве ребенку необходимо добиться удовлетворения своих потребностей. Дети в возрасте от трех до восьми лет усиленно стараются подчинить волю родителей своей воле. Если вы всегда делаете то, что хочет ваш ребенок, то, несомненно, превращаете его в агрессора. Очень важно удовлетворять те потребности вашего ребенка, которые вы считаете разумными, и твердо противостоять тем потребностям, которые вы считаете не подходящими для вашего ребенка. Если ваш ребенок уверен в том, что его потребности будут удовлетворяться, то у него нет необходимости использовать агрессивное поведение, как это делают дети, которым кажется, что их не слышат.