Воспитание детей с отклонениями в развитии | Коррекция отклонений в развитии детей

Поведение - это способ, с помощью которого ребенок, не научившись говорить, сообщает родителям о состоянии своего организма и о внутреннем эмоциональном состоянии. Ребенок с отклонениями в развитии может вести себя неадекватно. Это могут быть несущественные и проходящие отклонения в его поведении, но иногда они, к сожалению, могут свидетельствовать о серьезных нарушениях в его развитии.

Из этой статьи вы узнаете, как проводится воспитание детей с отклонениями в развитии, а также поговорим о коррекции отклонений в развитии детей.

Воспитание детей с отклонениями в развитии

Зачастую родители, не обладая познаниями в этой сфере, не могут разобраться в ситуации и вовремя не обращаются к врачам, в результате чего заболевание может привести к непоправимым последствиям в развитии ребёнка.

Какие особенности имеют дети с нарушениями в развитии?

1.

Детским аутизм – одним из наиболее серьёзных нарушений в развитии ребёнка. Его основными симптомами являются отрешённость от мира и погружение в себя. При аутизме у ребенка могут быть значительные нарушения в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере, затруднения в общении с окружающими людьми, плохое взаимодействие с окружающим миром. При этом интеллект ребёнка может не пострадать.

2.

Различные психологические стрессы, которые возникают у ребёнка, если он стал свидетелем какого-то трагического события. В таком случае у ребёнка может развиться психологическое расстройство, или, как его еще называют - посттравматический стресс. Ребенка начинают преследовать навязчивые и повторяющиеся жуткие картины происшедшей трагедии, от которых он не в силах избавиться. Его постоянно мучают ночные кошмары, чувство тревожности и беспокойства. Всё это приводит к сбоям в работе организма, парализует жизнь и разрушает личность ребёнка.

3.

Заболевания сенсорной регуляции, которые проявляются в виде высокой чувствительностью кожи ребёнка, что приводит к нетерпимости касания его тела какими-то предметами или людьми (даже матерью). Эта реакция связана с тем, что дети с нарушениями в развитии неадекватно воспринимают, казалось бы, совершенно безобидный стимул касания, как опасный и болезненный. В итоге появляется непринятие ребёнком разных гигиенических процедур, таких, как чистка ушей, мытье головы, подстригание ногтей, или ношения одежды и обуви. Это отражается на характере игр ребёнка и его общении со сверстниками.

4.

Детская гиперактивность и расстройствами внимания, которые сопутствуют ей.

Что такое гиперактивность?

Гиперактивность - это название группы разных видов расстройств внимания, которые не обязательно сопровождаются моторным беспокойством. Общим для них является расстройство внимания.

Часто многие из беспокойных детей, которые демонстрируют схожую с гиперактивностью клиническую картину, бывают, подвержены другим расстройствам, не связанным с проблемами внимания.

Примерами таких расстройств могут быть:

1.

Физиологические расстройства питания, сна;

2.

Проблемы несбалансированного развития сенсорных систем, что осложняет адаптацию ребёнка в окружающей среде.

3.

Эмоциональные расстройства. К ним относится повышенная тревожность, разные виды депрессивных состояний.

Для правильного воспитания детей с отклонениями в развитии они должны быть незамедлительно осмотрены специалистом, очень важно тщательно обследовать ребенка у психолога, невролога, и, ни в коем случае, не прибегать к самолечению.

Коррекция отклонений в развитии детей

Среди здоровых детей есть те, которые испытывают сложности в развитии зрения, слуха, речи, двигательной, эмоционально-волевой сферы, интеллекта.

Как известно, важную роль в жизнедеятельности ребенка занимает речь. Как и для всякой другой деятельности, для речи характерна мотивированность, целенаправленность, определенная структура.

Как появляется речь у ребенка?

Для возникновения речи необходимо, чтобы у ребенка был мотив, замысел речи, ожидание результата действия речи, планирование высказывания, отбор лексики, грамматическое структурирование, реализация высказывания и, наконец, контроль за речевым действием. Дети с отклонениями в развитии отличаются недостаточностью тех или иных вышеперечисленных компонентов.

Недоразвитие речи негативно сказывается на общем психическом развитии ребенка, усложняет его общение с окружающими людьми. Нарушения речи отмечаются почти у всех детей с отклонениями в развитии: при задержке развития психики, при умственной отсталости, при ДЦП, при нарушениях зрения и слуха. В каждом случае нарушение речевой деятельности носит своеобразный характер и определенную структуру.

Некоторые отклонения в развитии могут иметь центральный характер, некоторые - периферический. В первом случае диагностика отклонений в развитии ребенка явно показывает, что нарушено интеллектуальное или речевое развитие, во втором выявляют сенсорный дефект (изменения в развитии зрения, слуха), иногда нарушения могут касаться двигательной сферы. Некоторые нарушения проходят в более легкой форме, некоторые носят более тяжелый органический характер. В последние годы все чаще встречаются слабо выраженные нарушения, а не тяжелые, но сочетание этих нарушений усложняет их выявление, оценку и организацию коррекционной работы.

Как проводится коррекция отклонений в развитии ребенка?

Комплексная психолого-педагогическая коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии производится на основании ряда принципов. Это принцип системности, доступности, последовательности, индивидуального похода к ребенку. Один из главных принципов коррекции отклонений - онтогенетический, он учитывает возрастные, психофизические особенности детей, характер нарушений. Этот принцип ориентирует коррекционную работу на сглаживание или устранение, коррекцию или компенсацию нарушений речевого, интеллектуального, сенсорного, эмоционального и двигательного дефектов, на создание полноценной основы для дальнейшего развития личности, которое возможно лишь при формировании ключевых звеньев развития.

Пластичность коры головного мозга дает возможность осуществлять развитие ребенка даже в самых тяжелых патологических условиях. Коррекция отклонений в развитии ребенка начинается с того, что необходимо определить сохранившиеся звенья в речеслуховой, речедвигательной, зрительной, двигательной системах и опираться на них.

Отклонения в развитии органов зрения и слуха лишают ребенка важных источников информации, что в результате приводит к задержке речевого и психического развития. Особенности отставания в психическом развитии зависят от причин, тяжести и времени возникновения нарушения слуха или зрения. Чем раньше они были нарушены, тем больше у ребенка выражена задержка речевого и психического развития. Отклонения в развитии речи тормозят формирование абстрактно-логического мышления ребенка.

Иногда дети с отклонениями в развитии могут страдать различными соматическими, нервно-психическими нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата.