Как дать ребенку указания

Дайте вашему ребенку указания - четко, просто и только один раз. После того как вы дали указания ясно и четко, больше их не повторяйте. Если вы их повторите, то непреднамеренно пошлете сигнал, что ребенок не должен слушаться вас с первого или, возможно, даже с четвертого раза! В прошлом у вас, возможно, часто возникало желание повторить свое указание, и вы думали, что, наверное, ваши дети действительно не услышали в первый раз. Но благодаря методике «Никогда не просить дважды» вы можете не сомневаться, что ваш ребенок услышал вас, потому что на втором шаге вы выждали, когда он посмотрит на вас.

Эти три первых шага настолько отличаются от того, к чему мы привыкли, и они настолько позитивные и корректные, что, скорее всего, ваши дети выполнят то, о чем вы их просите, без возмущения.

Дополнительные советы

Вот несколько дополнительных советов, которые могут понадобиться для третьего шага, в зависимости от темперамента вашего ребенка. Может так случиться, что, когда вы говорите ребенку, что делать, его внимание блуждает и он смотрит в сторону. Если это произойдет, сразу же прекратите говорить, стойте и ждите. Когда он посмотрит на вас (а он посмотрит, хотя бы для того, чтобы узнать, почему вы вдруг замолчали), похвалите его, используя описательную похвалу, за то, что он смотрит на вас снова. Затем вы можете опять начать говорить. До тех пор, пока вы остаетесь позитивным и вежливым, вашему ребенку будет легко вас слушать. Указания излагайте коротко, чтобы он не начал беспокоиться.

Дети могут быть очень увлечены тем, что они делают, и для них может быть очень болезненно быстрое переключение, особенно если нужно переключиться с занятия, которое им доставляло удовольствие, на то, которое их не привлекает. Мы можем облегчить этот переход, дав ребенку время на обратный отсчет:

Через пять минут нужно будет сложить конструктор.

Если вы знаете из прошлого опыта, что ваш ребенок не воспримет серьезно обратный отсчет, вам придется остаться со своим ребенком, пока не истечет обозначенное время. Для чувствительного, впечатлительного или невосприимчивого ребенка вводим несколько промежуточных обратных отсчетов: три минуты, затем две минуты, а потом одну минуту. Каждый раз, когда ваш ребенок слышит, что он скоро будет делать, его мозг автоматически начинает создавать мысленную картинку следующего вида деятельности. Даже не осознавая этого, ребенок постепенно привыкает к мысли о переходе. К тому времени, когда вы скажете: «Время вышло» или прозвенит таймер, ваш ребенок уже свыкнется с мыслью, что он должен делать то, о чем вы попросили. Родители будут удивлены и обрадованы тем, что их ребенок все чаще начинает переход задолго до того, как обратный отсчет закончился.

Многие родители иногда применяют тактику обратного отсчета для «начала поведения», в частности, для весьма проблематичных переходов, например, от компьютерной игры к выполнению домашнего задания. Тем не менее я прошу вас делать обратный отсчет каждый раз, когда вы чувствуете, что ваше указание может быть встречено сопротивлением. Может показаться, что у вас нет времени делать обратный отсчет десять или двадцать раз в день. На самом деле все эти обратные отсчеты помогут вам сэкономить не только время, но и нервы.

Большинство детей во многих случаях будут сотрудничать уже после третьего шага, и вам даже не придется выполнять четвертый, пятый и шестой шаги.

Если ваш ребенок часто отказывается сотрудничать или просто игнорирует вас, вам, вероятно, будет трудно поверить в то, что эти первые три шага приводят к сотрудничеству девяносто процентов времени.

В этот момент вы, наверно, думаете: «Но мой ребенок не такой. Он более упрямый (или более чувствительный, или любит спорить, или баловаться, или манипулировать). Ноэль явно не знакома с моим ребенком! Эта методика ему не подойдет». Вы основываетесь на предположении, что ваш ребенок так реагировал на ваши прежние попытки заставить его что-то сделать. Но методика «Никогда не просить дважды» радикально отличается. Эта новая методика является дружественной и корректной. Она не торопит ребенка. Она дает родителям время успокоиться и подумать о том, как добиться лучшего результата. Этот метод вырабатывает привычку сотрудничать гораздо быстрее, чем вы думаете. (И, кстати, я встречалась с вашим ребенком, как и со многими другими детьми, чье поведение было намного сложнее!)

Не забудьте похвалить вашего ребенка, используя описательную похвалу, как только он сделает хотя бы маленький шаг в нужном направлении. Но для тех случаев, когда ваш ребенок все еще не сотрудничает, к счастью, у нас есть еще три шага.