Каково значение игр для детей?

Детскую игру ученые изучают уже более шести столетий. Современное понимание игры выросло из попыток ее философского осмысления в прошлые века. Еще Августин Блаженный, выдающийся философ Средневековья, писал: «Забавы взрослых называют делом, а забавы детей – тоже дело». О подобном писал и выдающийся польский гуманист первой половины XX века Януш Корчак: «Детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых... Подражание? Нет, нечто значительно большее и ценнейшее». Фактически в этих фразах очень емко отражено понимание игры ребенка как очень серьезного дела. Пожалуй, каждый родитель убеждается в этом на примере воспитания своего чада. Например, во дворе ребенок катит перед собой грузовик, полный песка. Это мы видим со стороны. Но что в этот момент ощущает сам ребенок? Он же настоящий водитель! Он выполняет важную работу – везет груз!

Каково значение игр для детей?

Опыт психологов показывает, что значение игр для детей очень важно, и что очень многие проблемы во взаимоотношениях родителей и детей возникают оттого, что родители не дают детям быть естественными в игре – не принимают или принимают неудачно те роли, в которые играют дети. А роль, которую ребенок берет на себя в игре, обязательно должна быть прожита полностью, должна быть реализована! Иначе часто на долгие годы детская непрожитая игра и роли будут пробиваться ростками чувства неудовлетворенности сквозь толщу реальной жизни.

Сначала философы считали, что игра – это лишь наслаждение, удовольствие, что люди, независимо от того, взрослые это или дети, вообще играют лишь от избытка сил. И отчасти это действительно так. Обратите внимание, как весело и непринужденно, как естественно дети ведут себя в игре. Более того, находясь в состоянии игры, дети устают намного медленнее. Они могут практически без устали преодолевать по двору километры, между тем как в реальной жизни ходьба утомляет их уже на первой сотне метров.

Представление о том, что игра лишь удовольствие, бытовало вплоть до начала XX века, до тех пор, пока ее изучением достаточно активно не занялись биологи и искусствоведы. Специалисты, рассматривающие игру с биологических позиций, считали, что игра есть условие для развития природных наклонностей ребенка. А ученые другого направления преимущественно понимали игру как своеобразную культурную функцию ребенка. То есть, по их мнению, игра несет в себе огромный потенциал социального наследия, благодаря игре ребенок «врастает в культуру» (Л. С. Выготский).