Следите за нами: Medmoon.ru в ВКонтакте Medmoon.ru в Одноклассники Medmoon.ru в Facebook Medmoon.ru в Twitter RSS Medmoon.ru
MedMoon.ru - женский журнал о красоте и здоровье

Как научить ребенка быть организованным

Организованность - это умение создавать и поддерживать систему планирования и выполнения важных дел. Из этой статьи вы узнаете, как научить ребенка быть организованным.

Как научить ребенка быть организованным?

Взрослым ее преимущества очевидны. Система отслеживания хода выполнения дел и поддержания порядка в доме или на рабочем месте избавляет от необходимости тратить уйму времени на поиск вещей или уборку, прежде чем приступить к работе. Мы трудимся более эффективно, если это входит в привычку. Становится меньше поводов для беспокойства. Вот почему мы обычно чувствуем себя более комфортно, если окружающие организованны и аккуратны. К сожалению, по нашему опыту, взрослые, у которых организованность так и не вошла в привычку (а таких очень много!), считают, что изменить ситуацию крайне сложно.

Учимся организованности

Наверняка эта модель уже вам знакома чтобы научить ребенка быть организованным. Сначала мы даем детям систему, с помощью которой они смогут поддерживать порядок в своих комнатах, книжных шкафах, ящиках с игрушками и т. д. Мы контролируем их опрятность: не убираем их комнаты, но и не ждем, что они догадаются убраться сами. Мы наводим порядок вместе, при этом родители разбивают большую задачу на маленькие этапы («Хорошо, сначала мы сложим всю твою грязную одежду в корзину для белья», «А теперь посадим всех твоих кукол на полку» и т. п.). Мы также устанавливаем правила, например: «Не ешь в спальне» или «Снимай куртку, как только войдешь в дом». Но поначалу мы не надеемся, что дети сразу же запомнят правила и будут придерживаться их. Мы понимаем, что им понадобятся напоминания. А в тех редких случаях, когда дети вспомнят о правилах сами, мы обязательно похвалим их.

Со временем мы сможем постепенно отстраняться от поэтапного контроля и проверки, ограничиваясь напоминанием в начале и проверкой в конце, чтобы убедиться, что ребенок все сделал как надо. В средних или старших классах дети уже могут полностью контролировать системы организации. Это не значит, что вам стоит забросить учить ребенка быть организованным и что ему больше не понадобятся напоминания. Полезно и разумное использование наказаний в виде лишения каких-то развлечений.

Чтобы оценить организованность своего ребенка по сравнению со сверстниками, ответьте на следующие вопросы. Они помогут понять, насколько уровень организованности вашего ребенка соответствует его возрасту.

Тест: Насколько организован ваш ребенок?

С помощью шкалы оцените, насколько успешно ваш ребенок выполняет каждое из перечисленных заданий.

Шкала

0 - Никогда или редко

1 - Делает, но не очень хорошо (около 25% времени)

2 - Делает достаточно хорошо (около 75% времени)

3 - Делает очень хорошо (всегда или почти всегда)

Подготовительная группа - детский сад

Вешает верхнюю одержу в нужном месте (может потребоваться напоминание)

Убирает игрушки на свои места (с напоминанием)

Убирает за собой после еды (может потребоваться напоминание)

Младшие классы начальной школы (1-3-й)

Убирает верхнюю одежду, зимний комбинезон, спортивный инвентарь на свои места (может потребоваться напоминание)

Организовал в спальне специальные места для вещей

Не теряет записки от родителей и учителей

Начальные-младшие классы средней школы (4-5-й)

Может убирать свои вещи на нужные места в своей и других комнатах

Приносит игрушки с улицы после игры или в конце дня (может потребоваться напоминание)

Следит за наличием материалов и выполнением домашних заданий

Средняя школа (6-8-й классы)

Может вести дневник в соответствии со школьными требованиями

Не теряет спортивный инвентарь - личные электронные устройства

Поддерживает чистоту своего рабочего места дома

Как развить организационные навыки у ребенка?

Еще один приятный и воодушевляющий способ развития организационных навыков - обучение в рамках реальных семейных занятий, таких как создание меню, приготовление пищи, покупка продуктов или одежды, планирование отпуска и распоряжение деньгами. Речь не о домашних обязанностях, а о вовлечении детей в качестве участников в занятия, важные для всей семьи. Они могут стать идеальным обучающим инструментом, поскольку в них «встроены» стимулы (ты покупаешь или ешь то, что выбираешь, кладешь деньги в банк или занимаешься чем-то приятным во время отпуска). Более того, можно найти массу вариантов участия (можно добавить какой-либо ингредиент, а можно полностью приготовить блюдо) и степени независимости. Поскольку такими занятиями можно заниматься в любом возрасте, мы рекомендуем начинать как можно раньше. Тогда дети скорее будут с удовольствием делать выбор и не станут воспринимать это как обязанность.

Варианты занятий по выработке организационных навыков

Вот о чем нужно помнить, если вы хотите, чтобы такие занятия благоприятно сказывались на развитии организационных навыков:

1.

Вы должны быть активным участником процесса, моделировать навыки, задавать вопросы и поддерживать ребенка. Нужно хорошо выполнять функцию лобных долей. Вы не можете просто предложить ребенку заняться планированием, а затем предоставить его самому себе и электронике.

2.

У ребенка должна быть возможность делать разумный выбор и принимать решение во время занятий. Если блюдо, которое выбрал ребенок, не готовят, продукты по списку не покупают или вы говорите, что ребенок может сам спланировать каникулы, а потом отвергаете его идеи, он потеряет интерес. Прежде чем вовлекать ребенка в процесс, нужно решить, с каким его выбором вы готовы согласиться. Если «вредная» еда не может быть в списке покупок или меню, ребенок должен знать об этом заранее. До того как начать что-то придумывать, создайте список исключений. Или дайте ребенку понять, что ему не разрешат выбрать место для каникул, но он может спланировать свои занятия на это время.

3.

Будьте готовы к тому, что вам придется постоянно оценивать уровень заинтересованности ребенка, его внимание и целеустремленность и давать ему необходимую поддержку. Ребенок должен чувствовать: что бы он ни делал, его ценят и он способен добиваться успеха. Чтобы поддержать интерес, сообщите, по возможности заранее, что будете признательны ему за помощь в подготовке меню, составлении списка покупок или планировании отпуска. («Эшли, когда закончишь свою игру, подойди, пожалуйста, ко мне, чтобы помочь с...»). Выберите время, когда ребенок не занят делом, и спросите, может ли он сейчас присоединиться к вам. Если ребенок совсем маленький, занятия должны быть недолгими, а выбор конкретным; при первых же признаках угасания интереса поблагодарите ребенка и закончите обсуждение. Когда выбор будет сделан, расскажите о нем родственникам, друзьям или знакомым («Эшли помогала мне сегодня с меню»). Старшие дети, возможно, захотят посвятить этому больше времени или сил (например, могут поискать рецепты, организовать ужин, найти информацию о том, где можно провести отпуск). Четко определив возможные варианты, привлекайте детей к активному участию в процессе.

Мотивация ребенка к навыкам

Похвалы и ожидаемой награды не всегда достаточно для мотивирования ребенка к использованию сложных навыков. В таком случае чтобы научить ребенка быть организованным, возможно, стоит использовать более формальную систему стимулов. Если у ребенка СДВГ, вы, вероятно, уже знакомы с ней. Если же нет, выполните следующие шаги.

Шаг 1. Опишите проблемное поведение и поставьте цель

Важно описать проблему и желаемое поведение максимально точно. Например, если ребенок не выполняет работу по дому после школы, цель может быть такой: «Джоуи выполняет ежедневную работу по дому без напоминаний до 16:30».

Шаг 2. Определите возможные награды и дополнительные стимулы

Первый шаг в разработке системы наград и стимулов - построение плана таким образом, чтобы неприятные задачи всегда стояли перед приятными.

В некоторых случаях этого достаточно. Когда требуется больше, можно составить «поощрительное меню» - сформировать систему, где за желаемое поведение ребенок будет получать баллы и затем обменивать их на награду. Чем значительнее награда, тем больше баллов потребуется. Выбор должен включать и крупные, дорогие призы, зарабатывать которые можно в течение недели или месяца, и мелкие, «дешевые», которые можно получать каждый день. Приз может быть материальным (например, любимая еда или игрушка) или нематериальным (возможность сыграть в игру с родителем, учителем или другом). Возможно, придется встроить в систему ряд дополнительных стимулов - обычно доступ к чему-либо, когда задание будет выполнено (возможность посмотреть любимую передачу или поговорить по телефону с другом). Пример применения этой системы при решении проблемы с выполнением работы по дому дан ниже.

Шаг 3. Подпишите договор о поведении

В договоре должно быть четко прописано, что ребенок согласен делать и какова будет роль и ответственность родителей. Кроме присуждения баллов и наград, не забывайте хвалить ребенка, когда он выполняет условия. Удостоверьтесь, что договор вас полностью устраивает. Избегайте наказаний и санкций, которые вы не можете или не хотите использовать (например, если оба родителя работают вне дома, вы не сможете проследить, сел ли ребенок за уроки сразу после школы; понадобится альтернативный вариант). Договор о поведении, дополняющий систему стимулов, приведен ниже.

Шаг 4. Оценивайте процесс и при необходимости вносите изменения

По нашему опыту, редкая система стимулов сразу работает как надо. Одно можно сказать совершенно точно: дети проявляют чудеса изобретательности, выискивая лазейки в договоре о поведении («Ты сказала, что я должен закончить уроки к 17:30, но не говорила, что все должно быть сделано правильно.»). В целом нормально вносить изменения, менять количество баллов или конкретные награды, чтобы договор наконец стал эффективным.

Родители часто спрашивают, как можно создать такую систему только для одного ребенка, не вовлекая остальных, поскольку для детей с проблемами будет предусмотрена «награда», а другие будут чувствовать себя обделенными. Мы считаем, что большинство братьев и сестер способны понять суть происходящего, если им все подробно разъяснить. Если все же возникают проблемы, у вас есть несколько вариантов:

1.

Создайте похожую систему для других детей с соответствующими целями (у каждого ребенка есть что-то, над чем стоило бы поработать).

2.

Заключите неформальное соглашение, обещая время от времени делать что-то особенное и для других детей, чтобы они не чувствовали себя лишними.

3.

Сделайте так, чтобы награды, которые получает ребенок, были приятны для всей семьи (например, поход в китайский ресторан).

Использование мотивационных стратегий

Все приведенные выше примеры касались проблем поведения, над которыми следует работать (помнить о домашних обязанностях, получать хорошие оценки, убрать за собой игрушки и т. д.) чтобы научить ребенка быть организованным. Те же стратегии можно использовать и для развития организационных навыков в целом, а не только какого-то конкретного умения. Если вы считаете, что стоит поработать над навыком начала работы - например, чтобы каждый раз ребенок приступал к делу без напоминаний, - можно поддержать его. «Спасибо, что вымыл посуду сразу, как только пришел из школы» и «Мне нравится, что ты садишься за уроки ровно в пять, как мы и договаривались». Это примеры конкретной похвалы. Если вы думаете, что необходима более ощутимая поддержка, каждый раз, когда ребенок приступает к задаче незамедлительно, или в оговоренное время, или после первого напоминания, можно класть в банку какой-нибудь предмет. Когда банка наполнится (или ребенок заработает оговоренное заранее количество предметов), вручается награда.

У вас уже должна сложиться целостная картина о том, что существует три основных подхода в работе со слабыми организационными навыками. В следующей части мы перейдем от «общей картины» к практическому применению теорий. Так что, если вы еще не уверены, как использовать на практике то, что уже узнали, продолжайте чтение. Мы опишем обучающие «ритуалы» и краткий план действий, разработанный на основе нашего профессионального и родительского опыта. Они помогут решить целый ряд проблем, возникающих в повседневной жизни из-за недостаточно развитых организационных навыков детей.

Методы воспитания организованности у ребенка

Чтобы помочь ребенку стать более организованным, нужно не забывать делать следующее:

1.

Ввести систему.

2.

Следить - возможно, ежедневно, - чтобы ребенок применял ее. Мы рекомендуем начать как можно раньше, поскольку задача трудоемка для взрослых, а проблема широко распространена. Определите, какие области наиболее важны, и работайте с ними - по очереди. С практической точки зрения важнее всего области, связанные с учебой, например ведение дневника, собирание рюкзака в школу, поддержание чистоты на рабочем месте. Чуть менее важно поддержание порядка в шкафах и ящиках стола.

Тщательно разработайте схему организации при максимальном участии ребенка. Если вы решили, что поддержание чистоты рабочего места должно стать приоритетом, вы можете сходить с ребенком в магазин и купить стаканчики для ручек и карандашей, ящик для рукоделия или шкафчик для бумаг и папки. Когда вы обустроите рабочее место, приучите ребенка убирать его каждый вечер перед сном. Сначала наблюдайте и контролируйте процесс на месте, а со временем перейдите к напоминанию и контролю результата. Полезно сфотографировать рабочее место после первой совместной уборки, чтобы у ребенка всегда был образец для сравнения. Последним этапом процесса может быть самостоятельное сравнение результата уборки с фотографией.

Хотим обратиться к чересчур организованным родителям. Если вы считаете своего ребенка неряхой, возможно, стоит немного скорректировать свои ожидания. Мы обнаружили, что многие неорганизованные дети не обращают внимания на беспорядок. Они никогда не будут соответствовать стандартам чистоты своих родителей, потому что просто не замечают беспорядок, на который очень болезненно реагируют мама или папа. Мы снова советуем сделать фотографию приемлемого состояния комнаты, чтобы справиться с этой проблемой. Но для начала согласуйте с ребенком стандарт.

Если вы хотите узнать больше о том, как помочь ребенку стать более организованным, советуем прочесть книгу Донны Голдберг «Организованный ученик».

Методы работы над организационными навыками ребенка

Вы уже основы разработки коррекционного вмешательства при работе над организационными навыками ребенка: измените предпосылки (работа с окружающей средой), обратитесь к поведению (обучение навыкам) и скорректируйте последствия (поощрение). Звучит просто, но с чего начать? Насколько серьезно придется поработать, чтобы добиться значительных изменений в жизни ребенка?

Как мы и обещали, мы поможем упростить процесс работы над организационными навыками ребенка с помощью нескольких методов. Результат зависит от вас. Вы в любом случае сможете оказать значительное влияние на своего ребенка.

Выполните план-минимум

1.

Если, чтобы помочь вашему ребенку, достаточно лишь немного изменить то, что его окружает, обязательно сделайте это. Например, оставляйте записки на кухонном столе вроде: «Пожалуйста, погуляй с собакой, когда придешь из школы». Делайте это в течение трех недель, а потом перестаньте. Если ребенок вспомнит о том, что должен сделать, он задействует собственную рабочую память.

2.

Возможно, у ребенка уже есть определенный навык, не хватает только мотивации, чтобы его использовать. Допустим, вы разработали систему папок, чтобы дочери было легче следить за домашними заданиями, но она продолжает распихивать работы по книжкам и тетрадям. Предложите ей такие условия: показав вам вечером папки с выполненными работами, она заработает 5 баллов. Когда у нее будет 25 баллов, она сможет загрузить новый рингтон. Вашему сыну нужно научиться воздерживаться от резких слов в адрес младшего брата? Стратегия мотивации может выглядеть так: определите один час до ужина и кладите в банку какой-либо предмет за каждые 10 минут, что сын удержался от колкостей. Если к ужину в банке будет четыре предмета, то он получит свой любимый десерт.

3.

Если вы считаете, что ребенок может многому научиться просто благодаря поддержке и играм, начните именно с этого. Учите его выигрывать и проигрывать с достоинством, ждать свой очереди, не раздражаться из-за ошибок товарища по команде - то есть управлять своими эмоциями. Однако не исключено, что определенные навыки все же потребуют обучения или длительной отработки. К примеру, у многих детей есть проблемы с выполнением долгосрочных школьных заданий: их необходимо научить, как такие задания разбивать на более мелкие и выстраивать график. Или навыки управления временем: у ребенка может что-то не получаться, потому что он не знает, сколько времени у него уходит на то или иное занятие. Вы можете научить его оценивать время, а потом дать возможность попрактиковаться.

Но что если он все равно избегает определенных задач или оттягивает их выполнение? Это верный признак того, что вам необходим многосторонний подход. Иногда одного понимания, как работает тот или иной механизм, недостаточно, и ребенок чувствует, что приобретение каких-то навыков требует от него так много усилий, что он будет уклоняться от их использования любой ценой.

Обратитесь к конкретным ежедневным задачам

Каждый день родители обращаются к нам с предсказуемыми повседневными проблемами, связанными с недостаточно развитыми организационными навыками. Они хотят узнать, как научить ребенка быть организованным. Родители дошкольников и младших школьников часто жалуются, что ребенок не способен самостоятельно выполнить утренние процедуры, спокойно лечь спать вечером, убраться у себя в комнате или сдерживать свои эмоции. Родители учеников младшей и средней школы часто говорят, что дети не могут справиться с домашними заданиями, держать в порядке тетради или выполнять долгосрочные проекты. Мы знаем, что конфликты по поводу этих задач портят жизнь вам и ребенку день за днем. Вы испытаете облегчение, когда начнете работать с этими ежедневными процедурами с помощью схем, которые мы для вас создали.

С какой проблемы начать?

Возможно, сборы в школу слишком расстраивают ребенка и он не может сосредоточиться на первых двух уроках, поэтому его оценки снижаются. Или вы так устаете, укладывая ребенка вечером спать, что редко высыпаетесь ночью. В подобных случаях у вас не возникнет вопроса, с чего начать.

Но что если вы просматриваете список и обнаруживаете с десяток важных проблем? За что взяться? Вот несколько советов.

1.

Начните с проблемы, исчезновение которой облегчит жизнь вашего ребенка - и вашу! Одна из наших целей - улучшение качества жизни, и стоит сосредоточиться на ней. Мэгги не была уверена, что вечерние ритуалы сильно влияли на самочувствие шестилетней Синди. Но уложить ребенка спать было непростой задачей, это выматывало Мэгги: она долго не могла заснуть и считала себя плохой матерью, которая забыла обнять четырехлетнюю дочку, рассказывая ей сказки на ночь. Поэтому она решила начать именно с этой проблемы.

2.

Начните с незначительной проблемы, справиться с которой легко. Прелесть этого подхода в том, что вы сможете быстро добиться успеха и обрести уверенность, чтобы приступить к более сложной задаче. Брэд решил помочь сыну Трею справиться с простой задачей: каждый вечер кормить собак. Это занимало всего пару минут, но Трей, казалось, всегда забывал о своих обязанностях и приводил отца в бешенство постоянными отговорками («Минуту!») в ответ на многочисленные напоминания. Вы тоже можете разбить предложенную нами тактику на несколько частей и упростить ее, чтобы справиться с самой простой из проблем.

3.

Позвольте ребенку самому выбрать, с чего начать. Этот подход нам тоже очень нравится, поскольку повышает ответственность ребенка за проблему и ее решение - и влияет на потребность в управлении ситуацией. Джесси решила, что ей нужна помощь в занятиях на фортепиано. Бабушка с дедушкой должны были приехать на ее концерт, и желание хорошо выступить стало внутренним стимулом.

- Выберите проблему, работа над которой может быть с кем-то разделена. Если вы с супругом одинаково видите проблему и можете распределить бремя работы над ней, усилия каждого из вас будут значительно меньше. Возрастет вероятность того, что стратегия вмешательства сработает. Изучите предложенный план и решите, кто, что и когда будет делать. Удостоверьтесь, что вы одинаково понимаете детали (мы все знаем, что дьявол кроется именно в них). Для семьи Гонсалес идеальным выбором была домашняя работа. Один из родителей помогал сыну с математикой, пока другой готовил ужин, а затем первый шел мыть посуду, а второй помогал ребенку с чтением.

4.

Подумайте о долгосрочных целях. Это особенно важно для детей постарше, вступающих во взрослую жизнь. Пэг рассказывает: «Когда я поняла, что у моего тринадцатилетнего сына серьезные проблемы с организационными навыками сразу в нескольких сферах, я не знала, с чего начать. Наконец я спросила себя: «Какие навыки важнее всего для учебы в колледже и будущей работы?» Я решила, что аккуратная спальня не так важна, как соблюдение сроков и выполнение обязательств. Приняв решение, я начала контролировать выполнение домашней работы, каждый день после школы задавая два вопроса: «Что тебе нужно сделать? Когда ты собираешься этим заняться?»

Этапы корректировки

1.

Определите проблемное поведение, с которым вы хотите работать.

2.

Поставьте цель:

- Привлеките к постановке цели ребенка.

- Определите промежуточные цели.

3.

Определите шаги, которые ребенку необходимо предпринять для достижения цели.

4.

Превратите эти шаги в список, проверочный лист или краткий перечень правил, которым необходимо следовать.

5.

Наблюдайте за тем, как ребенок справляется с процессом.

6.

Ослабьте контроль.

На втором этапе родители дают ту же информацию, не принимая прямого участия в процессе. Они создают список, формируют план или записывают аудиоподсказки для ребенка. Родители советуют ребенку свериться со списком, а не указывают ему, что делать.

На третьем этапе родители снова «ослабляют хватку». Вместо того чтобы напоминать ребенку о списке, они могут спросить: «Что тебе нужно сделать?» Используя вопросы вместо прямых указаний и формулируя их расплывчато, они побуждают ребенка самостоятельно решать проблему (или, по крайней мере, постараться извлечь из своей рабочей памяти информацию о том, что нужно сделать дальше).

На четвертом этапе переход завершен. Ребенок может проснуться в субботу утром, оглядеть беспорядок в комнате и спросить себя: «Что мне нужно сделать?» Конечно, к этому времени он, возможно, уже станет подростком или даже взрослым! Нередко для усвоения такого навыка требуется много времени.

Не отчаивайтесь. Дети умеют учиться - и этот процесс может ускориться (или, по крайней мере, продолжиться), если у них будет мотивация.

Вы заметите, что все эти задачи, разработанные для коррекции определенной повседневной проблемы, на самом деле нацелены на проработку нескольких навыков одновременно. Например, дети, испытывающие сложности с утренними сборами, часто имеют проблемы с началом работы (они очень медленно «раскачиваются»), сосредоточенностью (им сложно не терять настойчивости в течение определенного времени, чтобы что-то доделать) и рабочей памятью (забывают, что должны были делать). Таким образом, используя стратегию для работы над одной проблемой, вы фактически улучшаете несколько организационных навыков одновременно. Возможно, вы уже догадались, что через некоторое время можно будет увидеть улучшения в других занятиях, требующих тех же навыков, без прямой коррекционной работы с ними. (Однако, как мы уже говорили, не стоит ожидать, что это случится через день или даже через месяц. Иногда помощь требуется в течение длительного периода.)

Советы для успешного развития навыков

1.

Помогите ребенку стать хозяином плана. Вовлекайте его в разработку как можно активнее. Расспросите о проблеме, используйте его предложения и по возможности выполняйте просьбы. Будьте готовы к компромиссу, если он потребуется для того, чтобы ребенок почувствовал себя автором плана. Помните: одна из сил, формирующих поведение ребенка, - стремление к совершенству и контролю. Старайтесь использовать это в своих интересах.

2.

Помните о важности полезного соответствия. Не забывайте: то, что подойдет вам, не обязательно хорошо для ребенка. Например, мы обнаружили, что организационные схемы, прекрасно работающие для одного человека, могут совершенно не нравиться другому. Постарайтесь понять, что подойдет вашему ребенку.

3.

Не упускайте возможности устроить мозговой штурм с ребенком. Этот метод уже сам по себе тренирует организационные навыки. Если ребенок не может придумать, что сработает в его случае, устройте обсуждение или предложите ему варианты, из которых можно будет выбрать подходящий.

4.

Будьте готовы корректировать свои стратегии. Примите как должное, что план нужно будет корректировать.

5.

По возможности практикуйте, разыгрывайте или репетируйте процедуры, прежде чем внедрить их в практику. Это особенно важно, если вы работаете над задержкой реакции или управлением эмоциями. В жизни все происходит очень быстро, и проблемное поведение часто возникает в эмоционально накаленных ситуациях. И чем больше практики будет у ребенка в спокойном состоянии, тем выше вероятность того, что он сможет повторить этот сценарий и при накале эмоций.

6.

Всегда хвалите ребенка и давайте ему позитивную обратную связь. Даже при использовании других стимулов не забывайте о похвале. Поскольку цель любой поощрительной программы - постепенно свести на нет материальные награды, здесь необходима социальная поддержка (похвала и позитивные отклики).

7.

По возможности используйте визуальные напоминания. Слишком часто верна поговорка «В одно ухо влетает, в другое вылетает». Если вы используете словесные подсказки, связывайте их с визуальными знаками: картинками, планами, списками, проверочными листами, слоганами или девизами: «Проверь свой список», «Что у нас дальше по плану?»

8.

Начните с малого. В первую очередь займитесь поведением, которое доставляет минимум неудобств, и предусмотрите мгновенное достижение успеха, чтобы вы и ребенок могли почувствовать его сразу. Переходя к более серьезным проблемам, продолжайте планировать успех, ставя достижимые подцели. Например, ваша долгосрочная цель - чтобы сын выполнял все домашние задания самостоятельно, без вашего присутствия. Разумным первым шагом будет побуждение его работать самостоятельно в течение двух минут. Если вы знаете за собой склонность брать на себя непосильные задачи, сократите вдвое первоначальную цель (время, объем работы, сложность, улучшение).

9.

По возможности выясняйте все, что можно подсчитать, измеряйте результаты и представляйте их в виде графика. Если вы не уверены в успешности программы, постарайтесь собрать данные, чтобы оценить ее. Между прочим, графики оказывают поразительное влияние на детей (и взрослых тоже). Если вы используете систему с начислением баллов, механизм поощрения уже есть, но мы рекомендуем отмечать на нем и баллы. Среди примеров поведения, которые можно подсчитать и изобразить в виде графика, можно назвать следующие: количество дней, когда ребенок забыл сдать домашнюю работу; количество «срывов» в течение дня; количество дней, когда ребенок забывал, что нужно принести из школы домой и наоборот; количество раз, когда неожиданное изменение планов было встречено без плача; количество вечеров, когда домашняя работа была закончена к оговоренному сроку.