Следите за нами: Medmoon.ru в ВКонтакте Medmoon.ru в Одноклассники Medmoon.ru в Facebook Medmoon.ru в Twitter RSS Medmoon.ru
MedMoon.ru - женский журнал о красоте и здоровье

Кризис семи лет

Ваш ребенок становится все старше. Вчерашние трудности были с успехом решены, родители с облегчением вздыхают – потом уже будет проще. Но наступает следующий этап взросления. Именно такие переходные периоды, ступени взросления, и влекут за собой новые открытия. Каждый день ребенка нов и интересен и вместе с ним вы тоже становитесь первооткрывателем, учитесь, становитесь мудрее. Сложным как для малыша, так и для его родителей становится период привыкания к школе.

Психологи выделяют четыре возрастных периода, которые становятся испытанием для взрослых и детей. Кризис первого года жизни, затем следует кризис трех лет, семи и четырнадцати лет. По сути, период, когда вашему ребенку исполнилось семь лет, считается наиболее стабильным, что не отменяет его важности и значимости. Здесь также существует ряд особенностей, влияющих на формирование личности в целом, а значит, ваше чадо все так же нуждается в вашей защите, опеке, заботе.

Став школьником, ребенок начинает вести себя более осознано. У него появляются новые обязанности, формируется чувство ответственности. Порой такой переход становится неожиданностью: еще вчера малыш мог заниматься чем угодно, а сегодня появляются новые требования. Так, помимо заданий, которые дают в школе, возникает необходимость выполнения несложной работы дома. Его свободное время нормировано в связи с посещением развивающих кружков или секций. Любой поступок получает оценку со стороны взрослых. Такие изменения могут вызвать дискомфорт.

Особенности кризиса семи лет

Отличительной особенностью кризиса семи лет можно назвать формирование и развитие ребенка в новой ипостаси. Новыми социальными ролями становятся статус друга/подруги, одноклассника/одноклассницы, ученика/ученицы. Малыш позиционирует себя в новом коллективе, учится налаживать контакты, находит компромиссные решения, осваивает навыки общения и отстаивает свое мнение. Так или иначе, ему приходится приспосабливаться к новшествам и изменениям, происходящим в его жизни. Ребенок становится частью общества, что, безусловно, отражается на его привычках и характере. Приобретенный опыт ему пригодится еще не раз.

Если в трехлетнем возрасте ребенок только начинает осознавать себя как личность, то к семи годам (семилетний кризис) он осознает и отождествляет себя с принадлежностью к обществу, в котором он находится. Малыш учится отстаивать свою зону личного комфорта. Еще вчера он без стеснения выражал свои эмоции, сегодня же чадо ревностно отстаивает право на свое пространство и возможность выразить свое настроение.

В этом же возрасте можно заметить, что ребенок стал более стеснительным, выразить свои чувства ему становится тяжелее, появляется застенчивость. Его поведение меняется, изменяются привычки. Так вы можете заметить, что ранее открытый ребенок начал скрытничать, лукавить или хитрить. Он начинает подражать более уверенному в себе приятелю или наследовать поведение того, кто, по его мнению, имеет больший авторитет, чем взрослые. Он перенимает манеру поведения или копирует отдельные повадки.

Малыш все чаще выражает желание побыть в одиночестве, стремится оказаться в уединении. Негативная оценка со стороны близких, желание контролировать все сферы жизни ребенка, могут быть восприняты им негативно, о чем он непременно даст знать. Он всячески оберегает личное пространство, а попытки родителей выяснить истинные причины подобного поведения могут стать причиной конфликтов и еще большего обособления или отстранения.

Среди признаков, характерных для кризиса семи лет, можно выделить низкую самооценку, проявления неконтролируемой агрессии или упрямства, необъяснимый гнев и высказывание протеста по любому поводу. Могут появиться проблемы с успеваемостью на занятиях, замкнутость или раздражительность.

Как преодолеть кризис семи лет

Прежде всего, нужно помнить, что подобные трудности временны. Стоит запастись немалым багажом терпения и мудрости, чуткостью. Следует отследить уровень готовности вашего ребенка к школе. Для этого существуют специальные оценочные комиссии, где специалист сможет сказать о психологическом и интеллектуальном уровне малыша. И если есть признаки, свидетельствующие о том, что ребенку может быть некомфортно в новой для него среде, а также возможность (имеется в виду возрастной ценз) отсрочить время школы – не стоит проявлять упорство. Всему свое время.

В том случае, если было принято решение о принятии ребенка в школе, следует сделать все возможное, для того чтобы период адаптации был максимально комфортным. Начать нужно с режима дня и ознакомительной экскурсии по школе, в стенах которой он будет учиться. Не стоит с первых дней занятий перегружать малыша дополнительными кружками или уроками с репетитором. Если возникли какие-то сложности с учебой, задумайтесь о грамотной мотивации школьника.

В связи с новыми требованиями, предъявляемыми к дошкольникам, нужно озаботиться о развитии интеллектуальных способностей ребенка, однако следует помнить о том, что все дети разные, а значит, их способности также различны. Пусть обучение превратится в интересную и увлекательную игру. Не нужно ограничивать общение со сверстниками, пытаясь оградить от негативного влияния или уберечь от преждевременного взросления.

Постарайтесь изначально привить ребенку чувство собственной значимости, умение отстаивать свою точку зрения, способность прислушиваться к мнению окружающих. Не нужно ограничивать пространство ребенка, пытаясь контролировать каждый его шаг, однако вседозволенности также быть не должно. Уважайте и поощряйте его самостоятельность, но не требуйте слишком многого.

Успешное преодоление кризиса зависит от множества факторов. И, безусловно, облегчить этот период (как для ребенка, так и для взрослого), можно в том случае, если родителями будут проявлены такт и мудрость, терпение и понимание.

© Автор: Алена Огнева
© Фото: depositphotos.com
РЕКОМЕНДУЕМ